Клуб автолюбителей
Поиск по сайту

Философия эпохи возрождения придерживалась. Характеристика философии эпохи возрождения

Общая характеристика Философии Возрождения

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени.

В эпоху Возрождения, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты.В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

Философия антропоцентрического гуманизма

У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной «Комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.

Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.

Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Теоцентризм средневековья «преодолевает» и Ф. Петрарка (1304-1374) и делает это с большей уверенностью, чем Данте Алигьери. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека», где подчеркивается, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.

Мировоззренческая.направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии - философии эпохи Возрождения.

Теоретическое основание новой философии составили переводы классической античности. Очищая аристотелевские тексты от средневековых «варваризмов», гуманисты возрождали подлинного Аристотеля, возвратив его наследие в систему классической культуры. Благодаря филологической и переводческой деятельности гуманистов эпохи Возрождения, европейская философия получила в свое распоряжение многочисленные памятники греческой и римской философской мысли, а также их комментарии. Но последние, в отличие от средневековых, были ориентированы не на противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного.

Предметом философии становится земнаи жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире - мире природы и общества. Ценностям средневековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе человека.

Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», - отмечает Казимо Раймонди (умер 1435). Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.

Человеческое в человеке - это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа дополняется культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Творчество, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность, становится предпосылкой обожеетвления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.

Мир и человек - творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.

В качестве резюме можно сказать, что философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологической проблемы стало содержанием неоплатонического периода развития философии Возрождения.

Антиклерикализм (от греч. ?ντί-οротив и лат. clericalis-церковный), общественно-религиозное движение, направленное против клерикализма. Наибольшее развитие антиклерикализм получил в средние века, когда выступления против господствующей Католической церкви в Европе слились с антифеодальной борьбой. Все ереси того времени - плебейско-крестьянские и бюргерские, пантеистические и дуалистические - имели антиклерикальную направленность. Резкой критике подвергались прежде всего политическая деятельность и социальная роль церкви, а также пороки общества и государства, функционировавших на основе церковных установлений. Так; антиклерикальные выступления крестьян и городских низов обычно включали требования социально-экономического равенства. При этом антиклерикализм получал религиозное обоснование; обряды и организация церкви, пороки духовенства, особенно монашества, обличались под лозунгом возврата к истинной, апостольской вере раннего христианства. Эта традиция заметно усилилась в эпоху Возрождения и Реформации, когда антиклерикализм все чаще получал философское, светское обоснование. Именно выступления его последователей служили отправным пунктом для развертывания борьбы за веротерпимость. В Новое время критика клерикализма стала связываться не только с борьбой за свободу совести, но и с опровержением основ теистических концепций (Дж. Локк, У. Коллинз, П. Бейль, Дж. Толанд, Ф. Вольтер). Еще дальше пошли французские материалисты 18 в., которые обосновывали необходимость философского анализа религии с целью выявления ее социальной, гносеологической и нравственной несостоятельности. Но к кон. 18 в. обнаружились негативные последствия такого антиклерикализма. Они проявились не только в игнорировании и поверхностном понимании идеологами буржуазной революции религии как массового сознания (концепция “обмана”), но и в попытках насильственно ликвидировать церковь как социальный институт, в разрушении храмов и памятников культуры; в снижении интереса к философскому, теоретическому осмыслению религиеведческой проблематики. В современную эпоху антиклерикализм выступает как одна из форм борьбы за демократические свободы и идеалы гуманизма. Хотя значение его в наст. время несопоставимо с тем, какое оно имело прежде, течение это сохраняет свою актуальность, особенно в свете новейших проявлений теократизма, напр. в исламском фундаментализме (см. Фундаменталчзм религиозный). Антиклерикализм не обязательно связан с атеизмом, он нередко проявляется и в среде верующих, которые выступают против прямого участия церкви в политике.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

Гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства

Диалектика Кузанского

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической(– философское учение, максимально сближающее понятие «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению) философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения. математически. Главное произведение Кузанского – об ученом незнании.

Начиная с Кузанского в философию нового времени проникает новая идея – бесконечности. Бог понимается как абсолютный максимум/минимум – актуальная во всех отношениях бесконечность.

Бог трактуется как бытиё – возможность. Именно отсюда возникает идея предопределения – Бог всё может. Новое прочтение пантеизма. Бог лишается человеческих черт – деантропоморфизация бога . Нет ни отца ни сына ни святого духа, поскольку к ним неприложимо бесконечное бытиё. Именно кузанский заговорил о бесконечности природы и вселенной. В бесконечности все противоположности тождественны. Принцип всеобщей связи в природе и движение как следствие, охватывающее все тела и части природы.

Говоря о познании, Кузанский выделяет 4 уровня этого познания:

Чувственное – ощущение, которое даёт смутное представление об окр. мире.

Рассудок – (выше первого) его свойство – утверждение и отрицание, способность к абстракции. Именно благодаря рассудку у человека есть способность к математике, науке вообще. Мы получаем понятие общего.

Разум (интеллект) у человека есть способность мыслить бесконечно. Благодаря интеллекту мы можем видеть тождество противоположностей. Бесконечно увеличивающаяся окружность есть прямая.

Интуиция (мистическая интуиция), с помощью которой человек обладает способностью мыслить, видеть совпадение противоположностей в боге, когда и происходит растворение человеческой души в боге – в процессе мистического экстаза.

№15. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания

В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый – связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

Эмпиризм, рационализм

1. Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания

Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

№16. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница

Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

Не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

Природа и Бог - едины;

Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

Бог внутри Природы;

Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;

Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;

Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

Существует;

Самостоятельна и независима от кого-либо;

Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

Бесконечна в пространстве и времени;

Вечна (несотворима и неуничтожима);

Неподвижна.

1. Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем

философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

Субстанции;

Познания.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

Весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

Данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");

Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

По своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

В силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV до начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях. Многим мыслителям представлялось, что новому человеку лучше всего соответствует античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям ("Человек - мера всех вещей", один из принципов античного философствования). И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения (Ренессанса), т.е. возвращения, возобновления античных ценностей. Но в эпоху Возрождения было выработано всё-таки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Галилей, Коперник,. Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Основные идеи философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к человеку и знанию его природы, а не только благодаря знанию о внешней природе или теологическим спекуляциями.

Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

Пантеическое мировоззрение, рассматривающее окружающий человека мир, природу как сопричастную высшим абсолютным ценностям, богу (Бог разлит в природе).

В эпоху Возрождения можно выделить основные направления, которые сформировались под влиянием различных идей, объединенных общей направленностью. Среди них можно назвать Возрожденческий платонизм и неоплатонизм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм, новое естествознание.

Возрожденческий платонизм служил обоснованием философского идеализма в его новой, свободной от схоластики форме (это направление сформировалось в возрождённой платоновской Академии во Флоренции, основанной Марсилио Фичино, 1433 -1499). Для этого направления весьма важное значение имел также неоплатонизм (Плотин).

Гуманизм как широкое общественное движение складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск ее; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется самый обыкновенный труд. Итальянские гуманисты (Лоренцо Валла, Альберти) обозначали свои знания как "гуманитарные штудии" (studia humanitatis), т.е. "познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека" (к ним относили риторику, поэзию, грамматику, историю и моральную философию).

В основу пантеизма (от греч. пан - всё, и теос - бог; отождествление бога и мира, бога и природы) лег синтез, с одной стороны античного атомизма (Эпикура и Лукреция), а с другой стороны - платонизма и аристотелизма. Атомистическую концепцию строения материи развивали Валла, Галилей, Монтень, пантеистическую - Николай Кузанский, Джордано Бруно. Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Если Бог - это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" - материя и "зое" - жизнь).

Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого, бесконечного, материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы, божества. Мыслители Возрождения ставили и разрешали важнейшие философские проблемы в форме натурфилософии (Бруно, Кампанелла, Парацельс), философии природы, разрабатывали проблему материи, возникновения и уничтожения, движения и развития. Но параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий и становится одним из важнейших источников новой философии. Среди представителей этого направления следует указать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Николай Коперник создает гелиоцентрическую систему (разрушая древние и средневековые представления о центральном положении Земли во Вселенной), Иоганн Кеплер строит теорию о закономерностях движения планет на основе математики, а Галилео Галилей путём экспериментальных исследований делает ряд открытий, с помощью который впервые точно и строго формулирует физические законы. Новая наука, формирующаяся на принципах этих мыслителей знаменует собой окончательный отход от старых традиций как теологического объяснения, основанного на авторитете Священного писания, так и натурфилософского или метафизического объяснения, основанного не на эксперименте, а на умозрении (аристотелизм).

Гуманизм, неоплатонизм и натурализм в философии Возрождения

В эпоху Возрождения гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Это было культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) середины 14 - середины 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке; с конца 15 в. перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны, создав европейскую "республику учёных". Исторической почвой возникновения гуманизма, как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании. Называя себя "мудрецами" или "ораторами", итальянские гуманисты обозначали свои занятия как "studia humanitatis" ("познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека); в конце 15 в. появилось само слово "гуманист". Ранний, т. н. этико-филологический, или гражданский, гуманизм в Италии (от Салутати до Лоренцо Валлы и Л. Альберти, конец 14 - сер.15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес излюбленным темам и методам средневековой схоластики (спекулятивной теологии, логизации познания). Гуманистическая "словесность" позволила выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом и светскостью. Прекрасное и чистое "слово" понималось как "знание" и "добродетель" (virtus), как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как ее гармония и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины. Центральная идея гуманизма - актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его "достоинства". С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию и новое естествознание.

В рамках гуманизма популярностью пользовался неоплатонизм, под влиянием идей гуманизма Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции (наиболее известным в этой возрожденной школе был Марсилио Фичино, много переводивший и комментировавший Платона и неоплатоников - Плотина, Порфирия). Но наиболее влиятельным философом, развивавшим идеи неоплатонизма в эпоху Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464) - теолог (он был кардиналом), философ, крупный ученый, особенно в области математики, астрономии и географии. Кузанский обосновывал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он развивал идеи взаимосвязи всех природных явлений, диалектического совпадения противоположностей, понятие противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе (маленькой Вселенной). Мощь человеческого познания Николай Кузанский видел в способности человека через творческую деятельность своего ума ("человек есть его ум") уподобляться Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме имели диалектический характер. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого - отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

В центре его философской системы стоит неоплатоновская идея единого как высшего бытия, которую он рассматривает в характерной ему диалектической манере, исходя из противоречивых столкновений понятий (идей): "Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства - в инаковости". Кузанский был сторонником "отрицательной теологии", полагая невозможность положительного определения бога, выходящего за все относительные определения.

Большое влияние Николай Кузанский оказал на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и новое гелиоцентрическое (Солнце - центр Вселенной) мировоззрение (также разделявшееся Кузанским). Джордано Бруно (1548 -1600), как и Н. Кузанский, находился под сильным влиянием неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной). Сторонник натурализма (лат. natura - природа), Дж. Бруно выражает его в форме пантеизма (от греч. пан - всё, и теос - бог), растворяя бога в природе. Одним из первых подошел к пантеизму Николай Кузанский, рассматривавший бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, и формулируя идею бесконечности Вселенной. Бруно развивает эти идеи, используя также неоплатоновскую идею эманации (букв. с лат. истечение, распространение), полагая, что безличный мировой дух разлит в самой природе, пребывает в вечном вневременном ее порождении. Тезис Бруно - "…природа …есть не что иное, как Бог в вещах", а в основе всех явлений, как материальных, так и духовных, лежит единая субстанция. Соответственно, главной целью философии Бруно считал познание не некоего абсолютного начала, бытия, а самой природы, "бога в вещах". Развивая гелиоцентрическую концепцию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве, одушевлённости и населённости миров во Вселенной. Представление о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма (идея) и материя.

Идеи Дж. Бруно оказали большое влияние на развитие как нового естествознания с его приоритетом в изучении природы, так и на развитие философии нового времени (напр., на Спинозу, Лейбница, Шеллинга).

1. Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV - XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) - важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии , культуре.

Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба , Васко да Гамы , Магеллана ) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология - католическая церковь - переживали острый кризис.

Именно в XVI - XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции . На смену изжившей себя общественно-экономической формации - феодализму - пришла новая - капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.

Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали - что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.


Гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике. Гуманизм - это воззрение, основывающееся на ценности человека труда как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

Гуманистическое;

Неоплатоническое;

Натурфилософское;

Реформационное;

Социально-утопическое.

Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV - XV вв. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Философы эпохи Возрождения - это цельные, универсальные, гениальные люди. Известными представителями гуманизма были: Данте Алигьери (1265-321), автор «Божественной комедии»; Франческо Петрарка (1304-1374); Леонардо да Винчи (1452-1519) - художник, философ, математик, механик, инженер; Микеланджело (1475-1564); Эразм Роттердамский (1469-1536) - философ, богослов, гуманист, автор «Похвалы Глупости»; Н. Макиавелли (1469-1527) - итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь»; Лоренцо Валла (1507-1557) - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» и другие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости в изменении мира.

Неоплатонизм как философское учение , возникло в Римской империи в III в. Философы этого направления старались систематизировать учение Платона об идеях, устранить имеющиеся противоречия и дальше развить. Хотя они не отрицали Бога, но в то же время человека рассматривали как самостоятельный микрокосм. Одновременно работали над созданием целостной мировой философской системы, пытались познать природу, Вселенную и человека с точки зрения идеализма. Гениальными философами этого направления были: Николай Кузанский (1401 - 1464) - кардинал при папе Пие II, крупный ученый в области математики, астрономии, географии; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) - автор эклектического произведения «900 тезисов», пытавшийся объединить все философские учения и найти «золотую середину».

Натурфилософские идеи широкое распространение получили в Европе (особенно в Италии) в XVI - XVII вв. Ученые-философы этого направления стремились отделить философию от религии, обосновать материалистический взгляд на мир, формировать научное мировоззрение и доказать, что человек познает мир благодаря своим чувствам и разуму, а не Божественному откровению.

Среди ярких представителей этого направления: Андреас Везалий (1514 - 1564) - крупнейший ученый в области медицины, автор книги «О строении человеческого тела»; Николай Коперник (1473 - 1543) - польский ученый - астроном; Джордано Бруно (1548 - 1600) - итальянский ученый, философ, поэт, разделял космологическую теорию Н. Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной; Галилео Галилей (1564-1642) - изобретатель телескопа, астроном, доказал, что небесные тела вращаются как по траектории, так и вокруг своей оси, подтвердил множественность миров во Вселенной. Предложил научный метод исследования на основе наблюдения, выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез.

Философия реформации ставила своей целью проведение реформ в католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Возникновению реформационного движения способствовали: кризис феодлизма, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, выдача ею индульгенций ; укрепление позиций буржуазии; распространение идей гуманизма в Европе; рост грамотности и самосознания народа. Основоположником реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который в октябре 1517 года на дверях Виттенбергской церкви в Германии прикрепил 95 тезисов против индульгенций. М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма.

Продолжателем дела М. Лютера был Жан Кальвин (1509-1564), который выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) - священник, ученик Лютера, но выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 - 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей.

Философия реформации стала идеологией борьбы против католицизма, которая продолжалась в XV - XVI вв. в Европе в ряде стран. В итоге установлен протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, проведены политические и социальные реформы в ряде стран.

Философы эпохи Возрождения исследовали проблемы общества, государства, пытались изменить жизнь трудящихся к лучшему. Некоторые философы разработали проекты идеального государства, где изначально установлена социальная справедливость. Так как эти идеи были нереальны, в историю философии они вошли как утопические.

Основателем идей утопического социализма стал Томас Мор (1478 - 1535). Изложив свое учение в работе «Утопия», утверждал, что все граждане общества должны работать, продукты труда являются собственностью общества и равномерно распределяются между гражданами; всеобщая трудовая повинность дает возможность сокращать рабочий день до шести часов, особо трудную и грязную работу выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; основой общества является трудовой коллектив, где мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности.

Томасу Мору хорошо были известны сложные проблемы государства, так как он был членом парламента и председателем палаты общин Великобритании, с 1529 года - лордом-канцлером (второй человек в государстве после короля). В 1535 году Томас Мор был казнен за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви Великобритании. Так печально прервалась жизнь этого замечательного философа, который сумел выразить в своей «Утопии» чаяния и надежды миллионов обездоленных, униженных, оскорбленных. Эти идеи были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на земле в сторону справедливости и добра.

Представителем утопического социализма был и Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), который создал образ идеального государства в своей работе «Город Солнца». В этом государстве установлена социальная справедливость: все члены общества заняты работой, получают все одинаково, трудятся и отдыхают сообща. Особое внимание в этом обществе уделяется воспитанию детей: с рождения ребенок обучается и воспитывается в специальной школе, он осваивает азы наук, приучается к жизни в обществе, осваивает традиции и нормы жителей Города Солнца. Этим славным государством правит философ - знаток всех наук и искусств, имеющий навыки всех профессий.

Утопия будет жива до тех пор , пока жива в человеке надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей ситуацией, предлагает разные варианты развития общества.

С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Периоды и их ключевые достижения

Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к
  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

  1. Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.
  2. Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.
  3. Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.
  4. Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».
  5. Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.
  6. М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого . Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.
  7. Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.
  8. Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.