Клуб автолюбителей
Поиск по сайту

Конспект урока "правописание частицы не с глаголами". Не с глаголами

Используемые педагогические технологии: Технология развития критического мышления

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Обучающие::

1. Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;

2. Формировать навык написания частицы не с глаголами;

3. Повторить морфемный разбор слов;

4. Развить умение формулировать определение понятий;

5. Обогащать словарный запас учащихся;

6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

5. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

6. Развивать умение применять новые знания;

7. Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

8. Формирование логических умений;

9. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Воспитательные:

1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2. Воспитание ценностного отношения к слову;

3. Развитие коммуникативных УУД:

4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, используемые на уроке.

Ход урока

1. Добрый день, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает

много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. Сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, а также обсудим вопрос. Какой? Вы определите сами.
2. Проверка домашнего задания (нет)
3. Объяснение нового материала.

Обратите внимание на доску. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. (ЗА УСЕР..НОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СВ..ЕГО ДОЛГА БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК В…ЗНАГР..ЖДАЕТ СЕБЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, КОТОРОЕ ОН ПРИ ЭТОМ И..ПЫТЫВАЕТ, И (НЕ) ЗАБОТИ…Я О ПОХВ..ЛАХ, ПОЧЕТЕ И ПРИЗВАНИ, В КОТОРЫХ ЕМУ ПОДЧАС ОТКАЗЫВАЮТ)

На доске выделено слово ДОЛГ. Что значит это слово? (Долг - обязательство либо обязанность перед кем-либо, чем-либо)

Как это слово связано с вами? С дисциплиной? (ребята отвечают)

Пока класс работает с учителем, 1 ученик у доски заполняет дерево, выписывает из предложения все глаголы, и подбирает к ним морфологические яблоки. (Прошедшее время, неопределенная форма, настоящее время, будущее время, 3 лицо, единственное число, 2е лицо, множественное число и т.д.)
Какое слово из этих предложенных глаголов имеет при себе частицу? (не заботиться) Как будет звучать данная орфограмма? (правописание Не с глаголами)

Сможем ли мы правильно написать данную орфограмму? (нет)

Давайте с вами обратимся к табличке З-Х-У (у каждого ребенка распечатана на парте)

Для того, чтоб узнать как пишется Не с глаголом, давайте обратимся с вами к лингвистической сказке(распечатана одна на парту)

Читают. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Сказка поможет нам сформулировать правило. Для этого, используя сказку, сделайте вывод.

А теперь проверим как вы усвоили правило. Соедините 2 части.

Что объединяет эти глаголы? Как мы их запишем? Почему? А знаете ли вы их лексическое значение?

НЕГОДОВАТЬ - испытывать чувство негодования по отношению к кому-либо, чему-либо.

НЕЗДОРОВИТЬСЯ - состояние здоровья, недомогание, испытываемое кем-либо.

НЕВЗЛЮБИТЬ - почувствовать к кому-то, чему- либо сильное нерасположение, непрязнь.

А сейчас мы с вами поговорим еще об одном слове, которое без не не употребляется. НЕЛЬЗЯ. Скажите, чего нельзя делать на уроке ученику? Заполните кластер.

Что объединяет все эти глаголы? (3лицо, ед.число, не с глаголом пишутся раздельно)

А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом (Верное и неверное утверждение)

  1. глагол - это самостоятельная часть речи?(да)
  2. Глагол отвечает на вопрос: какой?чей?(нет)
  3. глагол обозначает действие предмета? (да)
  4. глагол изменяется по времени (да)
  5. глагол изменяется по падежам?(нет)
  6. не с глаголом всегда пишутся отдельно?(нет)
  7. глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?(нет)
  8. глагол в предложении является сказуемым?(да)

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

Настаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Привольненская СОШ»

Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2012г. Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.

Тип урока : урок-закрепление

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.

Задачи: Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме; Повторить постановку знаков препинания при обращении, однородных членах предложения.

Развивающие: Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), толковый словарь, карточки для инд.работы, жетоны.

Ход урока.

I .Организация начала урока. (Слайд 1)

1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.

Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».

Давайте хором прочитаем стихотворение (слайд 2)

Если мы грустим,

Все вокруг грустит.

Если мы шалим,

Все вокруг шалит.

Мир ведь каждый час

Отражает нас.

Потому не злись

Миру улыбнись.

Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

II .Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.

1.Вопрос классу:

Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?

Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.

2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах.

I группа (1ряд) составляет рассказ о глаголе (на примере глаголов из стихотворного текста) (можно совещаться )

II группа (2 ряд) дает характеристику глаголам из домашнего упражнения

(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы, морфологические признаки- время, вид, спряжение)

Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!

Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).

Молодцы!

III . Объявление темы и цели урока. Новый материал.

Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. Запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (слайд 3)

1.Исследование языкового материала

Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет (слайд 4)

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)

Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. (НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?

Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)

Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь учителя).

Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.

Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.

Объясните знаки препинания. (обращение – Павел, мой прекрасный), однородные члены предложения- люби, не делай). Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется, выделяется запятыми.

2. Работа по учебнику. Повторение правописания НЕ с глаголами.

Откройте учебник на стр. ?, упражнение?). Выполнение заданий.

Чтение слов (2 ученика).

Лексическая работа.

Давайте определим значение слов второй колонки (слайд 5)

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

(Для Ульяны -Какими действиям человек показывает недоумение?

чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Нежиться – предаваться неге, наслаждаться

Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?

Вывод из наблюдений (слайд 6) :

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться

3. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО (Слайд 7)

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу НЕ с приставкой ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

ЗАПОМНИТЬ!

Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

В пейзаже недоставало красок. (отсутствовало в нужном количестве)

НО!

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

Физминутка

-Устали? Давайте проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей (делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

IV .Закрепление материала

1.Чтение правила п.18

2.Работа с текстом.

Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей).

Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете(слайд 8):

Твой друг. Он честен и бесстрашен.

На суше и в воде.

Товарища и друга не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,

Не виснет на подножках, чужого не берет.

Назовите глаголы.

Как они пишутся?

Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.

Чем являются глаголы в предложении?

3. Запись пословиц и поговорок.

Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.

Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.

- Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время? ) ( Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет)

А вот как звучит на калмыцком языке- зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей). (слайд 9)

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей – зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей)

Запишите этот дословный перевод. Давайте запомним его (проговаривание хором).

А какие еще пословицы вы знаете?

4.Игра «Собери пословицу»

Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде. (Слайд 10)

Без хорошего друга а старых не забывай.

Друга на деньги разобьешь - не сложишь.

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.

Новых друзей наживай, не купишь.

V . Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.

1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки)

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно


(не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

не)(до)смотреть фильм

Проверка. (Слайд 11,слайд 12).

Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка – 1 балл.)

VI . Рефлексия.

- Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?

VII . Итоги урока.

Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем – как мы пишем НЕ с глаголами?

Чтение хором стихотворения-правила. (Слайд 13)

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.

VIII . Домашнее задание: п.72, мини-сочинение «Советы другу» или «Мой друг», «Моя подруга» с использованием глаголов с НЕ

Мы сегодня очень хорошо поработали, мы- молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши

Технологическая карта урока

Этапы урока

Продолжительность этапа

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний учащихся.

5 мин.

3. Изучение новых знаний.

8 мин.

4.Усвоение новых знаний.

8 мин

5. Закрепление новых знаний.

5 мин.

6. Контроль и самоконтроль знаний.

5 мин.

7. Рефлексия.

3 мин.

8. Подведение итогов.

3 мин.

9. Инструктаж о домашнем задании.

2 мин.

Приложение

1 вариант.

Спишите, распределяя глаголы в два столбика

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно

(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант.

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм , (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.

1. На доске написаны пословицы :Слайд №1

- (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- В чужом доме (не) указывают.

- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

-Лодырю всегда (не)здоровится .

Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой. )

А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске.

Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока, используя опорные слова.

Слайду №2.

Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ.

Что вы помните о написании НЕ с глаголами?

Пробуем распределить все глаголы на 2 группы.

Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется.

Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются?

Такие глаголы составляют исключения.

1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

2.На доске написаны слова .

Развернуть доску. Письменно!!!

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради.

Образец: Принуждать,заставлять–неволить

Сомневаться, удивляться -

Возмущаться –

Испытывать чувство вражды –

Болеть, плохо чувствовать

Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола

.Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

Обратить внимание на морфему и на частицу!!!

3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай.

3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами

и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь.

4. Перед вами белые листочки с предложениями

Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради.

5.Работа в парах

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.

Урок русского языка

Дата:11.02.2016

Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами" (4-й класс)

Структура урока в технологии деятельностного подхода

1. Орг. момент.

    включение детей в деятельность;

    выделение содержательной области.

Постановка учебной задачи.

    актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

    создание проблемной ситуации;

    выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

    «Открытие» детьми нового.

    • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

      выведение алгоритма.

Первичное закрепление

    выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

Самоанализ и самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия.

Тема:"Правописание частицы НЕ с глаголами"

Цели урока.

Образовательные:

    расширить знания детей о служебных частях речи

    углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

    познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

    обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

Воспитательные:

    воспитание культуры учебного труда

    создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

    содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

    развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания

Развивающие:

    развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

    развивать навыки точного употребления глаголов в речи

    побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

    развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

    развивать внимание и память учащихся

    развивать умение слушать товарищей

    развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

Урок-исследование

Урок

Ф.И._____________________________

Чистописание и

определение темы

Работа в паре «Да или нет»

Работа с пословицами

Работа с текстом

«Друзья природы»

Работа в группе с глаголами-исключениями

Итого.

«3» - выполнил задание правильно и самостоятельно;

«2» - при выполнении задания возникли трудности.

«1»-выполнил с помощью товарищей

18-17 баллов- « 5 » , 16-13 баллов-« 4 » , 12-5 баллов-« 3 »

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

А ваш труд -это учёба .

Итак, начинаем урок русского языка.

Трудимся так, чтобы всем было интересно.

Открываем тетради, записываем число.

2. Актуализация знаний

-Ребята.о какой части речи мы часто говорили прошлых на уроках русского языка?

Дети: о глаголе.

Прием «Верные и неверные утверждения». (элемент технологии критического мышления) Работа в паре. (Слайд 2)

На слайде записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

Глагол в предложении бывает сказуемым.

Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

Глагол имеет три спряжения.

Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.

Индивидуальные карточки у доски два ученика

Карточка №1

1.Найди главные и второстепенные члены предложения.

В лесу наступило 3 ясное утро.

2.Наступило- гл.вопрос,н.ф. ,вид,спряжение,число, время,лицо.

Карточка №2

1.Разбери по составу.

Увид_л, примет_ли,бегала.

5.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.

появиться- заплатить

выбирать торопиться-

. Чистописание (фронтальная работа) (Слайд 3)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

На какие группы можно разделить слова?

Постановка проблемы

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока.

Ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети :Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (Слайд 6)

Словарная работа: На слайде словарные слова: Лаять,жужжать,готовить,кипеть,веять,желать.(Назвать только глаголы)

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

Лаять не лаять

жужжать не жужжать

готовить не готовить,

кипеть не кипеть

веять не веять

желать. не желать.

Дети: Лаять,жужжать,готовить,кипеть, веять, желать.

Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

6. Физкультминутка.

7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении. Первичное закрепление новых знаний.

(Работа с учебником)

Прочитайте правило на с. 13.

Кто уже запомнил и может повторить?

Ответы детей. (2–3 человека)

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

Работа по группам:

Группа №1 (Слайд 16) для проверки

Выполнение упражнения №34 (3 пословицы) по заданию учебника. . Запишите пословицы в тетрадь.

После драки кулаками не машут.

Не учи рыбу плавать.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Группа №2 Самостоятельно выполняют, но когда будут отчитываться (Слайд 14) для проверки

1. Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием . Запишите пословицы в тетрадь

По воробьям из пушки _____ стреляют.

В решете воду ______ удержишь.

Слезами горю ______ поможешь.

Группа №3 Самостоятельно выполняют, но когда будут отчитываться (Слайд 15) для проверки

2. Составьте предложение из разрезных карточек. Исправь ошибки. Запишите пословицы в тетрадь.

. Друг в беде бросит.

Бросай друга в несчастье.

Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь

Группа №4 Работа с учителем Слайд 12

Кто (не) стыдится спрашивать,

узнает многое.

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Волков бояться – в лес (не) ходить.

(Слайд 13) для проверки

Проверка и оценка работ.

8.Проблема

Вы вывели правило,что не с глаголами пишется раздельно

А как же быть с такими примерами? Слайд 17

.Видеоролик: лингвистическая сказка «Не с глаголами»

9. Лексическая работа.Слайд 18

Определение значение слов.

Давайте, объясним их смысл.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)

Учимся исправлять ошибки.Допиши частицу не.Как ее нужно писать с данными глаголами?

Я навижу рано вставать. Миша доумевал,за что ему поставили двойку.Сестре здоровится.Он годовал против лжи.

10.Закрепление нового материала

Работа по группам

(Дети не знают, что получится текст. Предлагаю по одному предложению в каждую группу на разрезанных карточках. Дети исправляют ошибки. Записывают свое предложение и зачитывают. При проверке выясняют,что это текст. Говорим о бережном отношении к природе.)

Текст «Друзья природы» Слайд 22

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

11.Итог урока Рефлексия.( словесный репродуктивный метод) Слайд 24

Какова была тема урока?

Какие новые правила вы усвоили на уроке?

А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

Подчеркните, что соответствует вашему мнению.

У рок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

12. Домашнее задание к следующему уроку.

Упр 31 стр 13 правило.

Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

МКОУ СОШ№5 г.п.Нарткала

«Правописание

частицы НЕ с глаголами».

Подготовила: Таова И.А.

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№5

2016

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».

Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация урока, плакат «План исследований» ,

у учащихся - «Журнал исследований», снежинки,

«Шкала успеха».

Ход урока.

    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Дети хором произносят слова:

Нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем – нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

Минутка чистописания.

1)Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

    Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

( Дети массируют кисти рук)

    Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

( Дети сжимают и разжимают кулачки )

На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске: л..тит, сп…шит, б..жит.

Дети: Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

Разминка для рук.

Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее Ее Ее

Ее Еее Ееее

Ееа Ееб Еев

Посмотрите на следующую строчку.

Ошибается тот, кто ничего делает.

Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

- Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (рассказывают правило)

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? (НЕ нужно написать раздельно)

III . Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать не с глаголами) СЛАЙД 2

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Итак, обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: Не с глаголами пишется раздельно. (читают хором)

СЛАЙД 3

Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается «План исследований»)

    Работа над новой темой.

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является буква, которые вы будете вписывать в клеточки. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод: НЕ – это частица. (читаем хором) СЛАЙД 4

2) Физминутка «Девочки-мальчики».

Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не завтракал , помогать, не дежурит , найдёшь, уважать, не работает , не ужинал , знаю, рисует, не морозит ,

3)Письмо по памяти.

Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке. Проверка.

Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

4) Исследование №2.

Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Что вы знаете о самостоятельных частях речи? (они отвечают на вопросы, являются членами предложения) Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение)

А служебные? (к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.)

Какой будет третий вывод?

Вывод №3: частица НЕ - служебная часть речи . СЛАЙД 5

5) Исследование №3

-

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и

(не)годуют, когда им (не)здоровится.

Какое задание нужно выполнить? (нужно не написать слитно или раздельно)

Есть ли в русском языке такие слова? (любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

Значение слова н егодует посмотрим в толковом словаре. (дежурный зачитывает по словарю значение слова)

Запишем первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. СЛАЙД 6

- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями. СЛАЙД 7

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах? В них не пишется слитно.

6) Разминка для глаз «Лови снежинку!»

Какое время года на дворе?

Какие характерные признаки этого времени года?

Любите ли вы наблюдать как падают и кружатся снежинки?

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

СЛАЙДЫ 8-13

7) Работа с текстом.

А теперь давайте полюбуемся красивыми зимними картинами и составим несколько предложений.

СЛАЙДЫ 14-17

Какие предложения вы составили?

(Пришла красавица-зима. Снег покрыл землю белым пушистым ковром. Деревья закутались в снежные покрывала. На ветках сидят красногрудые снегири. Лёгкий морозец щиплет за щёки. Ярко светит солнце.

Трудно приходится зимой птицам. Звери попрятались по своим норам.

Зима приготовила детям много забав. Они катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика. Хорошо зимой!)

Измените предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не) .

Какие предложения получатся?

(Было предложение:Пришла красавица-зима. Стало: Не пришла красавица-зима. и т.д.)

Запишите одно предложение с частицей не.

Какой же смысл придаёт глаголу частица не ? (отрицание)

8) Самостоятельные исследования в парах.

- А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

(дети работают самостоятельно)

1 пара.

Записать глаголы-синонимы парами.

Заботиться (не)навидеть

Торопиться (не)беспокоиться

Любить (не)годовать

Радоваться (не)спешить

2 пара.

Дописать пословицы:

Волков бояться …

Близок локоть …

Кашу маслом …

3 пара.

Восстановить правила поведения :

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не)скучай,

(не)дерись, (не)спеши!

НЕ с глаголом _____________ пиши!

А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка. СЛАЙДЫ 18-22

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

9) Исследование 4.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

Откройте материалы исследования №4. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

Частица не пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не . Если без не

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ НЕГОДОВАТЬ НЕЗДОРОВИТСЯ

- Проверим. СЛАЙД 23

10) Тест «НЕ с глаголами».

А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. СЛАЙДЫ 24-26

1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.

служебная или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

Отрицания или утверждения

3) Какое слово записано неверно?

Ненарисовать нездоровится не забуду

    Домашнее задание.

- Постарайтесь найти и записать как можно больше народных примет о зиме, в которых употребляются глаголы с частицей не .

На следующем уроке мы проведем «Аукцион зимних примет» между командами мальчиков и девочек.

    Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

Над какой темой мы сегодня работали?

Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?

На все ли вопросы ответили.

Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.

5

4

3

2