Клуб автолюбителей
Поиск по сайту

Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты о войне. Литературно-музыкальная композиция "Войны не знали мы, но всё же." Короткая литературно музыкальная композиция о войне

Ход мероприятия:

Слайд 1

Дети сидят полукругом. Окна затемнены. В центре стоит стол. За столом сидят ведущие. На столе горит свеча.. Звучит запись с голосом Левитана «Сегодня в 4 часа утра…».

Слайд 2

Затем звучит песня «Священная война». Постепенно звук музыки почти стихает, дети читают стихи.

Старшеклассник 1.

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался громкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Старшеклассница 2.

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Ведущий: Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики». Слайд 3

Ведущий: «Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал призыв.В тылу оставались женщины, старики дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. Мальчишки, оставшиеся дома, заменяли мужчин, выполняли всю мужскую работу за своих отцов.

Ученик читает стихотворение Я.Берёзкина «Мужчина». Слайд 4

Ведущий: А сколько всего выпало на долю женщин. О их нелёгкой судьбе написали в те годы поэты Михаил Исаковский и Людмила Шмидт.

Ученики читают стихотворения «Да разве об этом расскажешь», «Спою тебе, родной» . Слайды 5 – 9.

Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Сколько километров дорог пройдено, сколько солдатских сапог истоптано. Но они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

1 класс исполняет песню «Эх дороги», 4 класс – «Катюша». Слайды 10 – 13, 14.

Ведущий: На фронтах и партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Ваши ровесники, ребята, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. Рядом с именами легендарных героев войны Гастелло, Маресьева и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и другие. Слайд 15.

Дети читают стихи:

С.Маршак «Не и ни». Слайд 16

А.Твардовский «Рассказ танкиста», Слайд 17

А.Барто «Партизанке Тане», Слайд 18

А.Барто «Сашко». Слайды 19 - 20

Старшеклассник 1. Слайд 21

Юные, безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Старшеклассница 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Старшеклассник 1.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившем строе

Мы сегодня мысленно идём.

Объявляется минута Молчания. Звучит метроном. Слайд 22

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны погибли более 26 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 советских городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Осталось без крова над головой 25 миллионов человек.

Ученик читает стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки». Слайд 23

Ведущий: Путь к победе был долог – 1418 дней и ночей войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Ученики читают стихотворения: Слайд 24

А. Смирнова «Кто был на войне»,

Р.Казаковой «Чистое небо».

Ведущий: Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии, В Трептов – парке, стоит памятник воину-освободителю. Это солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

Ученик читает стихотворение Г.Рублёва «Памятник». Слайд 25

Ведущий: День Победы! С каким нетерпением тебя ждали угнетённые народы. Во имя тебя были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. 9 мая 1945 года… Разве можно забыть этот день? Он памятен каждому человеку.

Ученики читают стихи А.Усачёва «Что такое день Победы». Слайд 26

2 класс исполняет песню «День Победы». Слайд 77

Ведущий: Мы, потомки, должны помнить, какой ценой завоёвано наше счастье. Хотелось бы, чтобы вы, родившиеся и выросшие в мирное время, никогда бы не испытывали ужаса войны и задумались над тем, кому мы обязаны жизнью. Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что на ней совершается противоестественное – убийство людей.

Ученики читают стихи:

С.Маршак «Урок родного языка», Слайд 28

Е.Трутнева «За мир, за детей!», Слайд 29

Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны».

Ведущий: Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о сегодняшних войнах.

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтобы голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, что доты обнажались,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинуть люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Услышал мой ребёнок, мой и твой.

Пусть мир взорвётся криком:

«Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» . Слайд 31

Слайд 32.

Подведение итогов конкурса чтецов и награждение победителей.

Цель : Создание условий для воспитания школьников на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи :

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • Формировать и развивать патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, во всем спектре отношений;
  • Формировать патриотическое мировоззрение, развивать познавательную активность школьников;
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

Оборудование : любая фоновая слайдовая презентация; плакаты, фонограммы: звук военного самолёта, вальс «Школьный».

Ход мероприятия

(Звучит музыка военных лет).

За кулисами читает ведущий:

И в сердце тесно от высоких слов
Сегодня будет день воспоминаний
О подвиге и доблести отцов!

Ведущие: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. Прошло более полувека, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Ученик читает стихотворение:
Пришел июнь - румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Ученик читает стихотворение:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...

Инсценировка «Мечты» (на фоне «Школьного вальса»)

Юноша 1: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность...

Девушка 1: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 2: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 2: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3: Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша 3: Я... Я хочу поступить в институт, а потом..., наверное, буду врачом. А ты?

Девушка 4: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

(Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются)

Юноша 1: Почудилось...

(Гул усиливается, музыка останавливается)

Девушка 1: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Юноша 1: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка и юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели это - война?!

Ученик читает стихотворение:
Мирно страна проснулась,
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова... ВОЙНА

Звуки разрывов снарядов, гул самолёта

Ведущий 1: Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза.

На берегу реки Буг стояла старая русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. 22 июня в 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолёты засыпать бомбами. Начались тяжёлые, долгие бои.

Ведущий 2: В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Крепость была окружена, её бомбили, обстреливали со всех сторон, штормовали, но защитники не сдавались. Над воротами крепости они повесили полотенце, на котором кровью было написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Больше месяца сражались бойцы Брестской крепости. Большинство защитников погибли.

Ведущий 1: С сентября 1941года по январь 1944года, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода, и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим в сутки выдавали по 250 грамм хлеба, а служащим и детям по 125 грамм, крошечный почти невесомый ломтик (демонстрация кусочка хлеба весом 125 грамм).
Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать город и сдадут его врагам. Но они просчитались.

Ученики инсценируют стихотворение «Кусочек черного хлеба»

Ведущий 2: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Мы живем в стране, где царит мир и согласие, глее рядом живут казах и украинец, белорус и киргиз, русский и башкир. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 1: Во время наступательных боёв наших войск в районе севернее Новосокольники (14-20 Января 1944 года) рядовая Молдагулова Алия проявила величайшую доблесть, мужество и отвагу. Алия была лучшей снайперкой в батальоне. До последнего боя, в котором она погибла смертью храбрых. Товарищ Молдагулова на своём счету имела до 35 убитых фашистов. За всё время боя находилась в первых рядах атакующих и неоднократно первая врывалась на позицию противника, увлекая за собой бойцов роты.

Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР ефрейтору Молдагуловой Алии Курумгамбиевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 2: Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов сказал: «Во время войны наш народ закалился, обретая национальный дух. Нам нельзя забывать своих героев. Они должны быть примером для всех последующих поколений казахстанской молодежи...»

Ведущий 1: Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Одним из великих сынов казахского народа является Герой Советского Союза, «Халыққаһарманы» Б. Момышулы. Его героизм в битвах под Москвой стал легендой еще в годы войны.

Ученики читают стихотворения:

1. Разрыв, осыпалась земля,
И в рост шагнула Алия,
И вновь вблизи удар фашистской мины.
«Братишки, милые, вперёд!»
И кровь по рукаву течёт,
Зовя бойцов подняться до вершины.
Издав один протяжный стон,
Пошёл в атаку батальон,
Так ходят в смерть с отвагой бесшабашной.
И натиск был неудержим,
Через огонь и едкий дым,
На самый верх, до жаркой рукопашной.
Сцепились в схватке грудь на грудь,
Превозмогли, пробили путь,
Ты ранен был в упор из автомата.
А где-то около тебя,
Вторую рану Алия,
Перетянула тканью маскхалата.
Вы взяли неприступный дот,
Среди пылающих высот,
И штаб вручил отважным по награде.
Но каждый отдал бы свою,
Чтоб видеть рядом Алию
В победном сорок пятом на параде.

2. Атыңды мен естідім -
Шырқап таңнан,
Бұл - бұл қонып,
Жайқалған бұтақтардан,
Өлеңінен
Өзімдей ақындардың
Өзіңдей шебер жазған
Кітаптардан.
Солатың
Алыстарға таныс бүгін
Халықпен,
Заманамен тоғысты үнің.
Құрметтейді
Әрқашан тұрғырасың,
Ардагер Отан ұлын,
Момышұлы.

3. Вы слышите,
Слава героя гремит,
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!

Ведущий 2: С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тылы. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы!

Ведущий 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

На фоне музыки ученица читает отрывок баллады «Да разве об этом расскажешь»

Ведущий 1: Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности. Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

Звучит финальная песня: «Главный Праздник» Сл. Николая Мазанова Муз. Найли Мухамеджановой

Используемая литература:

Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. М.: Детская литература 2009.
Идет война народная /Сборник стихов о войне/.- М.: Политиздат, 1995г.
«В тылу на фронте» Издательство политической литературы М.1985
Интернет-ресурс: www. metodkabinet. eu

Цель – способствовать патриотическому воспитанию и формированию гражданина России.
Задачи:
- формирование гражданской ответственности;
- повышение интереса к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;
- пропагандирование средствами поэзии военных лет идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;
- формирование умения выразительно читать стихи, раскрепощенно чувствовать себя на сцене перед большой аудиторией;
- формирование чувства сострадания к погибшим воинам, уважения к ветеранам;
- формирование ответственности за своё будущее и будущее своей страны.
Оборудование: военная форма прошлых лет (пилотки, гимнастёрки), компьютер, мультимедийный проектор, экран, микшер, микрофоны, колонки, фотоаппарат, видеокамера.
Информационное обеспечение: видеоролики на стихи Н. Майорова «МЫ» и С. Щипачёва «Павшим», видеоролики «Помним и гордимся», «Ты же выжил, солдат…», фрагменты фильмов «Мы из будущего» и «Под ливнем пуль», видео хроники военных лет (ожесточенные бои, фронтовые пути, в минуты затишья и т.д.), минусы песен времен ВОВ и первых послевоенных лет.

МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ
« О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…»

На экране видеосюжет на стихотворение Николая Майорова: Приложение (Видео 1)

Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

На экране появляется заставка с темой мероприятия:
Музыкально-литературная композицию ко ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ «О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЁН…»
Звучит минус песни «От героев былых времен…» из кинофильма «Офицеры», на экране видеокадры молодых солдат Великой Отечественной войны. На сцену выходят ведущие.

1 ВЕДУЩИЙ: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.
2 ВЕДУЩИЙ: У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.
1 ВЕДУЩИЙ: Прошло много лет, как закончилась ВОВ, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
2 ВЕДУЩИЙ: Мы не имеем права забыть ужасы войны, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
Вместе: Мы обязаны все помнить.
Читают отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского.
Вместе: Помните!
1 ВЕДУЩИЙ: Через века, через года, - (вместе) помните!
2 ВЕДУЩИЙ: О тех, кто уже не придет никогда, - (вместе) помните!
1 ВЕДУЩИЙ: Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
2 ВЕДУЩИЙ: Покуда сердца стучат, - (вместе) помните!
1 ВЕДУЩИЙ: Какою ценой завоевано счастье, -
Вместе: Пожалуйста, помните!
2 ВЕДУЩИЙ: Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
1 ВЕДУЩИЙ: Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
Ведущие уходят.

Инсценировка «ВЫПУСКНОЙ БАЛ»:
Звучит вальс «Осенний сон», две пары танцуют. На экране кадры мирной жизни довоенного времени. Приложение (Видео 2)
Ведущие из-за кулис читают:

ВЕДУЩИЙ 1:
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои,
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

ВЕДУЩИЙ 2:
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Музыка затихает, пары подходят к микрофонам.

1 девочка:
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуках…
2 девочка:
Ах, этот вальс танцевать так хочу я! –
Юность несется на всех парусах!

1 мальчик:
Бал выпускной закружил нас с тобою…
Вот и заря в проеме окна!
Звук разрывающейся бомбы. Приложение (Взрыв1)
2 мальчик:
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – звук разрывающейся бомбы - Приложение (Взрыв 2)
Все вместе:
ВОЙНА. Девочка с вопросительной интонацией, а мальчики утвердительно.
Поворачиваются к экрану, мальчики обнимают девочек, с тревогой слушают сообщение о начале войны. Приложение (Видео3)
После слов «… наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!!!» мальчики надевают пилотки и строевым шагом удаляются за кулисы. Девочки машут им вслед и уходят за ними.

На сцену выходят 2 других мальчика в солдатской форме.
1 солдат читает отрывок из поэмы М. Гриезане «Обелиски», на экране кадры проводов на войну, звучит марш «Прощание славянки»: Приложение (Видео 4)

И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу...
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу... Уходит строевым шагом за кулисы.

2 солдат читает отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием», на экране видео хроники военных лет: Приложение (Видео 5)

Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя
ударило в небо! -
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь...»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина?
Самое лучшее
и дорогое -
Родина.
Горе твоё -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина! Уходит строевым шагом за кулисы.

Музыкальный номер «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ…»
Песню на стихи Булата Окуджавы исполняет
девочка в военной форме. Приложение (Видео 6, минус к песне – звук 3)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад. Уходит.

ВЕДУЩИЙ 1:
Юные, погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы –напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас!
ВЕДУЩИЙ 2:
Сколько вас, веселых и влюбленных,
По родной земле погребено?
Вы сегодня в легком шуме кленов,
Тихо постучавшихся в окно. Уходят.



Ушедшие в тревожный дым войны?
Слезами матерей, хранимые от гибели,
Вы выходили в бой, как будто за порог.
Но становились камни плитами могильными
На перекрестках огненных дорог.
Пронзая синеву, катились звезды-мячики,
И ради звёзд, казалось, можно жизнь отдать.
Вы падали в траву,
Вы поднимались, мальчики,
Чтоб даже после смерти побеждать.
Вы поднимались вновь,
Вы жили непокоренные,
Сквозь пули, сквозь огонь,
Сирен щемящих вопль.
И долгим многоточием стали похоронные
На письмах, недописанных домой.
А по степи цветы, с поникшими головками,
А по степи туман и запахи весны.
Где вы теперь, ребята, мальчики с винтовками,
Ушедшие в тревожный дым войны? Уходит.

ВЕДУЩИЙ 1:
Ровесницы наши со школьной скамьи
Когда-то под пули шагнули в бои.
И тяжесть войны, что бедой обожгла,
На плечи вчерашних девчонок легла.
ВЕДУЩИЙ 2:
Ровесницы наши просились на фронт -
Туда, где в полнеба пылал горизонт!
Спешили попасть поскорей в медсанбат,
Спасали от ран умиравших солдат! Уходят.

Девушка читает из-за кулис стихотворение Юлии Друниной:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

На сцену выходят девочка в форме медсестры и мальчик в солдатской форме.
Девочка читает стихотворение Юлии Друниной, на экране фрагмент художественного фильма «Мы из будущего»,
где медсестра во время боя спасает раненых солдат: Приложение (Видео 8)

ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит... Делает два шага назад и встает в пол-оборота к залу.

Мальчик читает стихотворение Юлии Друниной «На носилках, около сарая…», на экране фрагмент фильма «Под ливнем пуль» - эпизод смерти санитарки: Приложение (Видео 9)

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...

Делает два шага назад, становится напротив девочки, звучит вальс. На сцену выходит исполнительница следующего номера.
Музыкальный номер «ВАЛЬС ФРОНТОВОЙ МЕДСЕСТРЫ», девочка и мальчик танцуют, еще одна девочка исполняет: Приложение (Видео 10, минус к песне – звук 4)

Легкий школьный вальс
Тоже был у нас.
У него судьба была такая:
Помню, как сейчас,
Наш десятый класс
Закружила вьюга фронтовая.

Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног,
- Мы с тобой, сестра, еще станцуем.

А сестра - как мел...
Вдруг запела вальс...
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем
- Это я для вас, -
А слеза катилась на улыбку...

Сколько лет прошло,
Не могу забыть
Тот мотив,который пелся с болью.
Сколько лет прошло...
Не могу забыть
Мужество солдатское и волю. Уходят.

ВЕДУЩИЙ 1: Есть поговорка: « На войне детей не бывает». Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.
ВЕДУЩИЙ 2:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
ВЕДУЩИЙ 1:
Мальчики мужали, мальчики взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели.
Какие, пожалуй, не снились отцам. Уходят.

Мальчик в военной форме читает стихотворение Р. Рождественского «В сорок третьем», звучит фонограмма «Стук вагонных колес», на экране кадры железной дороги времен Великой Отечественной войны, фотографии детей на войне: Приложение (Видео 11, фонограмма «стук колёс» – звук 5)

Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач...
«Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!
На мне военная форма,
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
Я взрослый почти...
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути...
В кармане моем документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
По которым я - сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне...
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло...
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький...
Вот ведь настали дни...»
Мама моя, мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый суют калач...
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня!
Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства
Я, не свершил пока!
И даже тебе не ясно,
Что у меня впереди...»
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.
Поезд идет размеренно,
Раскачиваясь нелепо,
Длинный и очень медленный,
Как очередь за хлебом. Уходит.

На сцену выходит мальчик в военной форме, читает стихотворение А. Сурикова «Однажды ночью»: Приложение (Видео 12)

Вся ночь пролетела как страшный бред.
Расстрел назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «нет!»
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое, мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь? Твой народ
Нельзя заковать в цепи. Уходит.

ВЕДУЩИЙ 1:
Кто пойдёт на расстрел? Может ты, может я?
И по ком будет выть одиноко земля?
И сама не своя к небу бросится мать,
Чтобы Бога просить её сына отдать.
ВЕДУЩИЙ 2:
Расскажи нам беда, сколько вас, матерей,
Не дождалось с войны дорогих сыновей?
Расскажи, сколько лет после трудных побед
Ты хранишь у себя похоронный конверт.
ВЕДУЩИЙ 1:
Не верит душа материнская в смерть,
Не он должен первый, а я умереть.
И сколько еще на земле матерей,
С войны не дождутся своих сыновей. Уходят.

На сцену выходит девушка в черном платье и черном платке, звучит музыка. Девушка читает стихотворение А. Дементьева «Баллада о матери»: Приложение (Видео 13)

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет...
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло...

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.

Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать!!!

Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
"Алексей, Алёшенька, сынок!!!
Алексей, Алёшенька, сынок!!!

Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд!

"Алексей!" - кричали земляки,
"Алексей!" - просили - "Добеги!"...

Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить!!!

И опять в атаку он бежит,
Жив, здоров, не ранен, не убит.
"Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок..."
Словно сын её услышать мог...

Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны. Уходит.

ВЕДУЩИЙ 1:
Ветераны, вас с каждым годом остается меньше,
Прошедших сквозь свинцовый ад,
Благословляете вы сыновей и женщин
Сажать сады, выращивать внучат.
ВЕДУЩИЙ 2:
Сажать, растить! Но не затем,чтоб снова
Все это стало жертвою войны,
А чтоб встречалось это проклятое слово
Лишь в словаре огромной толщины! Уходят.

Монолог Эм. Прага и М. Ронкина «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ…», читает преподаватель: Приложение (Видео 14, звук 6)

Над незадачливым соседом
Шутили мы по простоте:
Крутил пластинку он с обеда -
«На безымянной высоте».
Неслись в окошко без умолку
Слова взволнованные те:
(звучат слова песни)
«У незнакомого поселка,
Войны не знавшие воочью,
Мы не могли никак понять:
Зачем соседу днем и ночью
Пластинку стертую гонять?
Неужто песен лучше нету,
Чем та, что крутит наш сосед?
Неужто впрямь на песне этой
Сошелся клином белый свет?
И вот однажды парни наши
Под звон задиристых гитар
Ему пропели: - Эй, папаша,
Смените ваш репертуар!..
Он вышел к нам в шинели старой,
Сел рядом с нами на скамью:
- А ну-ка, дай, сынок, гитару…
Я песню памяти спою…
Но перед песнею, ребята,
Рассказ вы выслушайте мой.
Я расскажу вам про солдата,
Что не пришел с войны домой…

Два Петьки жили по соседству,
Встречали песнями весну,
И, как всегда бывает в детстве,
Играли сверстники в войну.
И, не вникая в слов значенье,
И жизнь осмыслить не успев,
Мальчишки пели с увлеченьем
Знакомый каждому припев:
(звучат слова песни)
«Если завтра война,
Если завтра в поход,
Если черная сила нагрянет,
Как один человек,
Весь советский народ
На защиту страны своей встанет!..» Приложение (звук 8)
А война уже бродила рядом,
А война гуляла по земле
Над Мадридом ухали снаряды,
Барселона рушилась во мгле.
(На экране кадры военных лет: Гитлер, немецкая армия, бомбежки, пожары, танки… Эти кадры сменяются изображением голубого неба. Приложение (Видео 15)
А война взрывала полустанки,
А война деревни жгла в огне.
И ползли по всей Европе танки
С черными крестами на броне…
А парнишки жили по соседству
И встречали за весной весну.
В сорок первом, распростившись с детством,
Полюбили девушку одну.
Полюбили Верку-недотрогу,
Полюбили так, как, может быть,
Первою любовью только могут
Юноши девчонку полюбить…
А война уже ломилась в двери,
Вся в крови, в развалинах, в пыли…
Застегнув солдатские шинели,
Оба Петьки улыбнулись Вере:
- Понимаешь, надо! Мы пошли…
И ушли солдаты в ночь бездонную.
Знамя-песню унося с собой…
(звучат слова песни)
«Вставай, страна, огромная,
Вставай на смертный бой!..» Приложение (звук 9)
Пауза. Звучит мелодия песни «Эх, дороги, пыль да туман…», на экране фотография двух молодых советских солдат
и фронтовое письмо-треуголка: Приложение (Видео 16, звук 10)
Эх, солдатская дорога!
Дымный ветер бьет в лицо…
Ищет Верку-недотрогу
Фронтовое письмецо…
«Мы тут с Петькою воюем,
Бьем фашистов наповал.
Где приляжем - там ночуем,
Где присядем - там привал.
Сколько горя повидали…
Фрицы злы, как сатана.
Нам медали с Петькой дали,
Обещают ордена.
Только дело не в наградах,
Ордена - само собой…
Высоту нам взять бы надо!
Бьют весь день оттуда гады.. .
Нынче трудный будет бой!
Но одно мы знаем точно:
Через смертную черту,
Верь, родная, этой ночью
Мы придем на высоту!. .»
Вновь труба трубит тревогу,
Снова в бой зовет бойцов…
Ищет Верку-недотрогу
Фронтовое письмецо… Делает два шага назад, становится в пол-оборота к залу.
На экране хроники военных лет: ожесточенные бои.
Звучит второй куплет песни «На безымянной высоте»: Приложение (Видео 17)
«Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Тот, кто однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте,
У незнакомого поселка
На безымянной высоте…»
Продолжает читать стихотворение, на экране сцены ожесточенных боёв.
За всю войну такого боя
Припомнить больше б я не смог…
Витала смерть над головою,
Казалось даже, что порою
Земля уходит из-под ног!..
Мы шли на приступ, как стальные,
Как будто нам неведом страх,
Как будто с нами вся Россия
Шла в атакующих рядах.
Как будто все её тревоги
Вели нас к огненной черте,
Как будто все её дороги
Сошлись на этой высоте!
Солдат, солдат, товарищ ратный,
Ну кто из вас скажи ты мне,
Не проходил сквозь ад стократный
В кровавой, но святой войне?
Солдат – достойный сын Отчизны,
На верность присягнувший ей,
В любом бою во имя жизни
Ты жизни не жалел своей!
Но над поверженным Берлином,
Не поколеблен, не убит,
Ты встал могучим исполином,
Одетым в бронзу и гранит..
… За всю войну такого боя
Припомнить больше я б не смог..
– Ах, Петька, Петька, что с тобою?!
Вставай! Ну, что же ты, браток?
Вставай! Ты слышишь, танки воют!
Вставай! Бери свой автомат!
Вставай! Ведь нас осталось двое
Из восемнадцати ребят!..
На экране фотография одного солдата, орден и письмо. Изображение исчезает, сменяется кадром звездного неба. Приложение (Видео 18)
Но он не встал.
Сражен осколком,
Остался Петька в темноте
(звучат слова песни)
«У незнакомого поселка
На безымянной высоте…» Приложение (звук 7)
Сосед вздохнул.
Уже в зените
Луны светился желтый шар…
- Вот так, друзья!.. А вы хотите,
Чтоб я сменил репертуар…
- Мы вас, поверьте, дядя Петя,
Обидеть не хотели, нет!..
Сосед ушел, нам не ответив.
Ушел обиженным сосед.
Купались в лунном свете ветки.
И я сказал: На экране кадры современной российской армии. Приложение (Видео 19)
- Из нас любой,
Ты, ты и он, как этот Петька,
Пойдет за Родину на бой!
А за браваду нас простите,
Сболтнули мы по простоте.
И вы, пожалуйста, крутите
«На безымянной высоте…»
Нет, мы мешать не будем песне.
Пусть рядом с нами, как живой,
Шагает Петька - ваш ровесник,
Не возвратившийся домой!
И пусть звучат над миром долго
Слова взволнованные те:
(звучат слова песни)
«У незнакомого поселка
На безымянной высоте!»
Приложение (звук 7)
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину…
Конечно, мы смотрим глазами иными
На ту большую войну.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами…
Такими же, полными слез. Уходит.

ВЕДУЩИЙ 1:
Неугасима память поколений,
Память тех, кого так свято чтим.
ВЕДУЩИЙ 2:
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
ВЕДУЩИЙ 1: Прошу всех встать и почтить минутой молчания всех, погибших на этой страшной войне.

МЕТРОНОМ Приложение (Видео 20)

ВЕДУЩИЙ 1: Обвалились окопы, заросли травой. Не разглядеть уже на полях воронок от снарядов и бомб. Война забывается!
ВЕДУЩИЙ 1: Но этого мы не должны допустить, потому что живы ещё те, кто ковал победу.
ВЕДУЩИЙ 1: Все помнится, ничто не позабыто! Все помнится, никто не позабыт!
ВЕДУЩИЙ 2: И днем и ночью в чаше из гранита святое пламя трепетно горит!

Музыкальный номер «ТЫ ЖЕ ВЫЖИЛ, СОЛДАТ…»,
на экране клип к песне: Приложение (Видео 21, минус к песне – звук 11)

Пролетели года,
Отгремели бои,
Отболели, отмаялись
Раны твои,
Но, великому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Говорят, что не плачет
Солдат - он солдат,
И что старые раны
К ненастью болят.
Но вчера было солнце
И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра?

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Посмотри же, солдат, -
Это юность твоя,
У солдатской могилы
Стоят сыновья.
Так о чем же ты думаешь,
Старый солдат?
Или сердце болит,
Или раны горят...

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь. Уходит.
На экране видеосюжет на стихотворение Степана Щипачёва «Павшим»:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
На сцену выходит мальчик в военной форме,
на экране изображение вечного огня: Приложение (Видео 22)
Чего ты хочешь от меня, война?
Ведь ты прошла в салютах,
В медном громе большой Победы.
В чем моя вина?
И почему в моей душе и в доме
Все ты да ты? Как будто не сполна
Мы разошлись, и ты все ждешь чего-то,
Какого-то последнего расчета…
Какого же?
Забыть тебя? Так вот чего ты хочешь?
Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко так просила?
Забыть тебя?! Но память - тоже сила.
И я ее без боя не отдам!!!
Прикинувшись мирными годами,
Ты просчиталась. На земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно ее, как порох, сбережет
Сухим огнем.
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАБВЕНЬЯ!!! Уходит.
На экране клип к песне «От героев былых времён…». Приложение (Видео 23)
Звучит музыка, все участники мероприятия выходят на сцену, каждый произносит по фразе:
1. Над страною звучит набат!
Оглянись сквозь года назад:
2. Сорок первый… Горящие хаты!
В бой на смерть шли тогда солдаты!
3. Сорок пятый… Победные марши.
Те ребята ведь были чуть старше!
4. Позабыть не имеем мы права
Те года, что овеяла слава!
5. И своим мы расскажем детям,
Как народ наш врагу ответил,
6. Как прошел сквозь огонь, сквозь беды…
ВМЕСТЕ: МЫ – НАСЛЕДНИКИ ТОЙ ПОБЕДЫ!!!
Звучит песня «День Победы»!!! Поклон. Приложение (звук 12)
Предоставляется слово священнику Русской Православной Церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Журнал «Наука и школа» №5, 2003 г. О.Р.Шефер «Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема».
3. www.rupoem.ru/rozhdestvenskij/ Русская поэзия. Роберт Рождественский.
4. www.drunina.ru Юлия Друнина. Стихи о любви, о войне, о Родине.
5. www.pobeda.ru/content/view/39 ПОБЕДА.RU
6. http://er3ed.qrz.ru/schipachev.htm Лучшие русские поэты и стихи.
7. http://www.9maya.ru/ 9 МАЯ.RU
8. http://www.prazdnik.by/content/11/191/ PRAZDNIK.BY
9. http://muzruk.info/?p=8334 MuzRuk.Info все для учителя музыки.
10. http://www.otvoyna.ru/proza.htm ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.
11. http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/12.htm Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя.
12. http://www.proshkolu.ru/user/zaharovaliv55/folder/110760/ ProШколу.pu
13. http://www.bokudjava.ru/ Булат Окуджава.
14. http://izvestia.ru/ Статья Владимира Грибанова: Это были грустные песни, потому что ничего веселого в войне нет.
15. http://poiskm.ru/artist/9354-Pesni-voennih-let Песни военных лет.
16. http://1941-1945.ru/
Ссылка на мультимедийное приложение.

Литературно-музыкальная композиция:

«В песне - память о войне»

Ежегодно наша страна празднует годовщину величайшего события - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Четыре года, а именно, 1418 дней и ночей страданий, мук, боёв, побед, разрухи, голода и горя, потерь близких пережил наш народ, но выстоял и победил в схватках с фашистами.

«Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах - День Победы.»

Девятого мая фронтовики наденут ордена и весь день, в эфире, будут звучать песни военных лет, которые помогли народу пережить все ужасы этой войны. Песни, которые пели солдаты, чтобы не пасть духом. Например, «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Синий платочек», «Катюша», «Смуглянка» и другие.

Многие известные песни были написаны не только во время войны, но и после неё. Например, «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Падают звезды», «День Победы», «До свидания, мальчики», «Журавли», «Мой милый, если б не было войны», «Нам нужна одна Победа».

Но всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова, как нельзя лучше выражали наши собственные чувства и мы ощущали ее каждой частичкой своего сердца.

1. Песня «В землянке» была написана Алексеем Сурковым в 1942 году, как стихи для чтения, но эти стихи получили необычайную популярность у солдат и были положены на музыку. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении учеников 11-А класса:

2. Песни «Он не вернулся из боя» и «Братские могилы» были написаны Владимиром Высоцким в 1964 и 1965 годах, соответственно. Эти песни стали очень популярны среди советских людей. Послушаем фронтовиков: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?» или «Здравствуй, Володя, после того, как тебя ранило осколком мины, я воевал год…» - так писали фронтовики Высоцкому, которому было всего лишь семь лет, когда закончилась война, но как пронзительно и проникновенно он о ней писал. Послушаем эти песни в исполнении учеников 11-А класса:

3. Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа», была написана поэтом-фронтовиком Булатом Окуджавой в 1970 году. Сюжет фильма прост: четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу, на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века, но экзамен на прочность их фронтовая дружбы выдержала, они верны ей по-прежнему. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона, помянуть боевого товарища и припомнить былые бои. Просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого, непромокаемого батальона». Актрисе, играющей медсестру, требовалось только одно: спеть и не заплакать. Дубли шли один за другим, а она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос, очень ровный, сила в нем разгорается как пожар, как набат, как беда. Послушаем эту песню в исполнении учащихся 11-А и 11-Б классов:

4. Закончить наше выступление хотелось бы отрывком из поэмы Роберта Рождественского «Реквием», написанной в 1962 году:

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

1 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое - Родина.

Горе твое - это наше горе, Родина.

Правда твоя - это наша правда, Родина.

Слава твоя - это наша слава, Родина!

2 чтец: Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценою завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните! ...

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Спасибо за внимание.

Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Поэтому хорошо поставленная композиция силами самих обучающихся может стать великолепным дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны. Данная композиция является существенным подспорьем педагогам в достижении воспитательных задач в образовательных учреждениях. В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов.

Литературно-музыкальная композиция “Война глазами детей” может быть поставлена на празднике “День Победы”. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной (21-22 июня, 5-6 декабря и т.п.). Композиция предполагает участие школьного вокально-инструментального ансамбля.

Вторая часть мероприятия проходит на улице.

Возраст обучающихся: 2-10 класс.

  • создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.
  • расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
  • способствование формированию гражданской и нравственной направленности личности;
  • воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, за подвиг дедов и прадедов.
  • совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения.

Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа :

  • организационный этап (подбор участников композиции, приобретение реквизита, костюмов, подбор музыкальных инструментов, репетиционного зала). В рамках этого этапа предлагается провести с отобранными участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия;
  • репетиционный этап (разучивание слов, стихов, песен, репетиции) Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.
  • этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.

Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.

Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, музыкальные инструменты для инструментального ансамбля, микрофоны, костюмы, “гимнастёрки”, баннеры, оформление сцены (по усмотрению организаторов).

Сценарий

Звучит музыка (01.Колокола). Слайд 1 (Война глазами детей).

1 ведущий: Мы – нынешнее поколение никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды. Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта. Для тех, кому сейчас семьдесят, восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание. Давайте сегодня попробуем посмотреть на войну глазами детей, осознать, что наш хрупкий мир надо беречь и защищать, чтобы дарить детям счастливое детство.

Стихотворение “Я никогда не видела войны”. Слайд 2. (Я не видела войны).

Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем “война”,
Которая уносит всё святое.
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.

Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Выходит хор. Слайд 3 (Бухенвальдский набат).

Исполняется песня “Бухенвальдский набат”.

Хор уходит.

Звучит музыка (02.Рахманинов 2-й концерт). На фоне музыки голос за сценой:

Что есть дороже наших детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери? У любого отца?
Вам, кому ещё нет и 16-ти.
Вам, кто не знает, что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Музыка затихает, выходят ведущие.

1 ведущий: А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды?

2 ведущий: Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

1 ведущий: Они, и по сей день, кричат и плачут над каждой братской могилой. Ребёнок, прошедшей через ужасы войны, ребёнок ли?

2 ведущий: Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать?

1 ведущий: Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?..

Музыка звучит громче. Ведущие замирают. На фоне музыки голос:

Ведущие расходятся в разные стороны. На сцене стул, столик, на столе тетрадка и карандаш. У занавеса стоят, прижавшись друг к другу, дети. За столом сидит девочка, закутанная в тёплый платок. Свет падает на девочку. Девочка берёт со стола тетрадку.

Звучит музыка (03.Аdazhio). Слайд 4 (Дневник Тани Савичевой).

Девочка: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня".

Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд 5 (Дети войны).

1 чтец – Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда, где-то щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь верёвку – носила я верёвку с собой – и тащишь по снегу.

2 чтец – Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.

3 чтец – Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.

4 чтец – Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

5 чтец – Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома. Только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

6 чтец – Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотел жить без мамы…

Из группы детей вперёд выходят две девочки. Одна девочка держит в руках игрушку, у другой веник (вид у девочки взрослый, хозяйственный).

Слайд 6 (Корочка хлеба).

Миниатюра “Диалог двух сестер”.

Как холодно и мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодно страшно мне идти в кровать

А разве я есть не хочу?
Хочу, но всё равно мочу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А, главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

А, помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам она пекла?
Сейчас я б съела всё одна…

Опять ты о еде заговорила.
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.

А мне воспоминанья эти не нужны…
А вот и мамины шаги слышны!
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Миниатюра заканчивается, дети подходят к сёстрам прижимаются друг к другу, опускают головы. На этом фоне голос за кадром.

Звучит музыка (04.Бетховен “Лунная соната” ).

Дети гордо поднимают головы и смотрят в зал. Пауза. Дети уходят со сцены. Ведущие убирают реквизит. За занавесом ансамбль. Выходит чтец. Музыка становится тише.

Слайд 7 (Я не видел войны).

Чтец – Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я её проходил и читал про неё с детских лет.
Сколько книг про войну, где
Как будто всё очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино,
Как-то очень цветно.
Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

На сцене ансамбль. Песня "Соловьи". (Из репертуара ВИА “Ариэль”)

Выходит чтец. Слайд 8 (Дети-военные).

Чтец: Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет, по взрослому, сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Выходят ведущие, сменяя чтеца. Звучит музыка (05.Шуман “Грезы”) . Слайд 9 (Дети-партизаны)

1 ведущий – Но не все доживут до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово "Победа". Смерть не выбирала в цепи солдат, идущих в атаку.

2 ведущий – Голиков Лёня – партизан Великой Отечественной войны, герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

1 ведущий – Котик Валя – юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, погиб в бою.

2 ведущий – Казей Марат – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик Партизанского отряда. Окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.

1 ведущий – Кого-то из этих сыновей полка ждала тяжёлая участь – плен, пытки, лагеря. Многие оставшиеся в оккупации столкнулись лицом к лицу с ужасами.

Ведущие уходят. На сцену выходит чтец.

Стихотворение М. Джалиль “Варварство”. Слайд 10 (Варварство).

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Музыка. Чтеца сменяет солистка. Сцена освещена. Песня "Мама" (из репертуара А.Цой) Слайд 11 (Матери и дети)

Солистка уходит. На сцену выходят ведущие. Слайд 12 (Дети на заводах).

1 ведущий: Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жён, матерей и детей.

2 ведущий: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Из воспоминаний токаря завода “Красный пролетарий” Ячменёвой – Шиловой.

1 ведущий: “Пришла я на завод в июне 42-го со школьной скамьи. Мне было всего 15 лет… В бригаде нас было 9 человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания…

Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая… Теперь понимаешь, что это был великий “Подвиг молодого поколения”.

Ведущие уходят. Их сменяет чтец. Стихотворение С. Михалкова

… Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.

В большой, не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло 28-го.
Гудели динамо – жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь, друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
"Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!"
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминают в сражении лютом!

Чтеца сменяют ведущие. 03.Аdazhio

1 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.

Звучит музыка (06.Рахманинов 2-й концерт-1ч)

Слайд 14 (Отдайте детям солнце)

2 ведущий: Первый советский солдат в освобождённом Минске подхватил не руки 4-летнюю Галю Забавчик, и она назвала его папа. А Нелла Бершек рассказывает, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: "Папы идут". Не солдаты, а папы.

1 ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его?

2 ведущий: "Я родом из детства", - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рождён вспоминать о себе каждый человек.

Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть чёрным солнцу над детской головой, так напоминающий наш маленький земной шар.

Ведущие уходят. На сцене ансамбль. Песня “Отдайте детям солнце”. (Муз. Бруква Е., сл. Ерёминой А.)

Много столетий
На нашей планете
Смерть видят дети.
Её носит ветер
Войны.

Не спится детям,
Когда над миром гром.
Когда всё гибнет
Под страшным взрывом бомб.
Стало в мире, вдруг темно.
Ветер распахнул окно.
Ветер горя и войны
Оборвал детские сны.

Припев: Отдайте детям солнце,
Отдайте небеса.
Им нет дел до войны.
Им не нужна война.

Миллионы матерей
Потеряли сыновей.
Где дети их играли в мяч,
Не раздаётся детский плач.
На месте, где цвели цветы.
И детский голос слышан был.
Теперь развалины одни
И почерневшие кусты.

За счастье всех своих детей
Готова жизнь свою отдать,
За дочерей и сыновей,
Родная, любящая мать.
За мирный сон своей страны,
За небо чистое, без туч,
За мир, в котором нет войны.
За светлый день, за солнца луч.

Финал песни можно выставит в виде театрально -хореографической композиции со всеми участниками.

На сцену выходят все участники.Звучит музыка (07. M.Mrvica_Leeloos Tune). Слайд 15 (Ветераны).

1 ведущий: День Победы – праздник боевой славы советского народа – героя, народа – богатыря. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня победы. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить? Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас.

2 ведущий: Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Оно вечно в благодарной памяти потомков, чьё право на жизнь и на счастье досталось, в годы войны, дорогой ценой.

1 ведущий: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

2 ведущий: Сегодня праздник входи в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом,
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей Славы!
С днём Победы!

1 ведущий: Ещё нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май!
Победный Май!

2 ведущий: Дорогие ветераны! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что 70 лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и тем самым обеспечили нам, потомкам, мирную и счастливую жизнь. Будьте здоровы и счастливы!

Звучит музыка (08. День Победы). Слайд 16 (День Победы.)

Все участники, хор, зрители исполняют песню “День Победы”.

Во время второго припева ветеранам дарят цветы, и все зрители цепочкой подходят к ветеранам со словами – “Спасибо за Победу”.

Второй этап – на улице

1. После литературно-музыкальной композиции, ветеранов подводят к импровизированной “Берлинской стене” (несколько соединенных ватманов, разрисованных под стену), где каждый из них оставляет свою надпись.

2. На территории школы расположена военно-полевая кухня, где ветеранов угощают традиционной военной едой.

3. Вместе с ветеранами поются известные военные песни.

4. Ветеранов приглашают посадить алею памяти из саженцев. (Заранее саженцы, ведра и лейки с водой).

5. Вместе с ветеранами запускаются шары мира или голуби мира.