Клуб автолюбителей
Поиск по сайту

Образование новых связей в мозгу. Нейробика - система упражнений для развития нейропластичности мозга - школа - g

Когда древние египтяне подготавливали мумию, они выскребали мозг через ноздри и выбрасывали его. В то время как другие органы сохранялись и оказывались в могиле, головной мозг рассматривался как нечто отдельное от остального тела и как нечто ненужное для жизни после смерти. В конечном итоге целители и ученые, конечно, осознали, что три фунта переплетенных нейронов, расположенных под нашим черепом, выполняют некоторые весьма важные функции. Но даже сегодня мозг часто рассматривается как нечто отличное от остальной части тела: он представляет собой нейробиологический резервуар, тайно управляющий нашим телом и умом с помощью уникальной биологии и уникальных патологий.

Возможно, наиболее часто упоминаемым различием между телом и мозгом является отношение к иммунной системе. В случае воздействия чужеродных бактерий, вирусов, опухолей и пересаженной ткани тело производит целый поток иммунной активности: белые кровяные тельца пожирают вторгшихся патогенов и разрушают поврежденные клетки; антитела помечают чуждые элементы для их последующего уничтожения. Но в мозге все происходит иначе. Считалось, что он слишком уязвим для масштабного присутствия грозных оборонительных клеток, и поэтому предполагалось, что мозг защищен от подобных иммунных каскадов.

Однако опубликованное в этом месяце исследование содержит данные о ранее неизвестном канале связи между нашим мозгом и иммунной системой. В последнее время быстро увеличивается количество исследований, свидетельствующих о том, что мозг и тело, на самом деле, в большей степени связаны между собой, чем принято считать. Это недавно проведенное исследование может иметь важные последствия для понимания и лечения расстройств головного мозга.

Еще в 1921 году ученые осознали, что мозг является чем-то особенным — с точки зрения иммунологии. Чуждая ткань, имплантированная в большинство участков тела, нередко становится причиной возникновения иммунологической атаки; однако ткань, имплантированная в центральную нервную систему, вызывает значительно менее враждебную реакцию. Частично это происходит благодаря гемато-энцефалическому барьеру, состоящего из плотно размещенных в кровеносных сосудах мозга клеток, которые пропускают питательные вещества, однако, по большей части, задерживают таких интервентов, как бактерии и вирусы. Сам мозг в течение долгого периода времени считался «привилегированным в иммунологическом отношении», и это означало, что он способен выдержать вторжение внешних патогенов и тканей. Центральная нервная система рассматривалась как существующая независимо от периферийной иммунной системы и обладающая своей менее агрессивной иммунной системой.

Было также принято считать, что преимущество головного мозга обусловлено отсутствием у него лимфатического дренажа. Лимфатическая система в нашем теле считается третьей по счету и, возможно, она является наименее рассматриваемой транспортной системой — в отличие от артериальной и венозной. Лимфатические сосуды возвращают межклеточную жидкость в кровоток, тогда как лимфатические узлы — периодически они появляются вдоль сосудистой системы — служат в качестве хранилища для иммунных клеток. В значительном большинстве частей тела антигены — молекулы в патогенах или в чуждой ткани, предупреждающие нашу иммунную систему о потенциальных угрозах — встречаются с белыми кровяными тельцами в наших лимфатических узлах и вызывают иммунный ответ. Однако раньше было принято считать, что подобные вещи не происходят в головном мозге из-за отсутствия лимфатической сети, и именно поэтому последние открытия представляют собой догматический сдвиг в понимании того, как человеческий мозг взаимодействует с иммунной системой.

Ведущий автор исследования, профессор нейробиологии Виргинского университета д-р Джонатан Кипнис (Jonathan Kipnis) и члены его группы, работая преимущественно с мышами, обнаружили ранее неизвестную сеть лимфатических сосудов в мягких мозговых оболочках — в мембранах, окружающих головной мозг и спинной мозг, — по которой транспортируется жидкость и иммунные клетки из спинномозговой жидкости в группы лимфатических узлов в районе шеи — в глубоко расположенные шейные лимфатические узлы. Кипнис и его коллеги ранее уже показали, что один тип белых кровяных телец (они называются Т-лимфоциты) в мягких мозговых оболочках ассоциируется со значительным влиянием на познавательную способность, и поэтому они попытались выяснить влияние иммунитета мягких мозговых оболочек на функции головного мозга. Подготовив целиком мягкие мозговые оболочки мыши и используя нейровизуализацию, члены его команды обнаружили, что Т-лимфоциты присутствуют в сосудах отдельно от артерий и вен, и это подтверждает, что головной мозг, на самом деле, имеет лимфатическую систему, напрямую связывающую его с периферийной иммунной системой. «Мы совершенно неожиданно обнаружили эти сосуды», — подчеркнул Кипнис.

Обнаруженные недавно сосуды — они были идентифицированы и в человеческом теле — способны объяснить разнообразные патофизиологические загадки, в том числе дать ответ на вопрос о том, каким образом иммунная система способствует развитию разного рода неврологических и психиатрических заболеваний. «Пока еще рано делать предположения, — говорит Кипнис, — но я думаю, что происходящие в этих сосудах изменения способны оказывать влияние на ход болезни в тех неврологических расстройствах, которые связаны со значительной иммунной составляющей, включая рассеянный склероз, аутизм и болезнь Альцгеймера».

Так, например, рассеянный склероз, по крайней мере в некоторых случаях, может являться результатом аутоиммунной активности в ответ на появление инфекции в центральной нервной системе или в спинномозговой жидкости. Возможно, антигены из инфицированных возбудителей проникают в шейные лимфатические узлы через менингеальные лимфатические сосуды, и это вызывает иммунный ответ, который и становится причиной рассеянного склероза. Принято считать, что болезнь Альцгеймера возникает из-за накопления и попадания в мозг протеина под названием амилоид (amyloid). Возможно, амилоид не удаляется полностью через эти лимфатические сосуды, и, может быть, повышение их проходимости поможет головному мозгу избавиться от патогенного протеина.

В другом недавно опубликованном исследовании Кипниса и его коллег говорится о том, что повреждение центральной нервной системы может привести к значительной активизации Т-лимфоцитов в глубине шейных лимфатических узлов. Кипнис полагает, что некоторые компоненты могут выделяться из поврежденной центральной нервной системы и передаваться глубоко расположенным шейным лимфатическим узлам через лимфатические сосуды, которые активируют там иммунную систему. Похожий сценарий может иметь место в других неврологических условиях; а слишком большой или слишком малый дренаж из центральной нервной системы в иммунную систему может способствовать развитию болезни головного мозга. Если это так, то, по мнению Кипниса, медикаменты, генная манипуляция и хирургия способны оказаться теми терапевтическими подходами, на которые стоит обратить внимание.

Д-р Джозеп Далмау (Josep Dalmau), профессор неврологии Пенсильванского университета, не принимавший участия в недавних исследованиях, согласен с тем, что полученные данные помогают объяснить начало, протекание и, возможно, ухудшение аутоиммунных расстройств, воздействующих на головной мозг. Он также считает, что, в свете полученных новых данных, соответствующие учебники, возможно, придется доработать. «Становится все более очевидным, что (центральная нервная система) отлична в иммунном отношении, а не является привилегированной в иммунном отношении», — отмечает он.

В течение десятилетий было очевидно, что существует определенная связь между головным мозгом и иммунной системой. Анормальная иммунная активность в 30-х годах определялась как шизофрения, а многочисленные умственные и неврологические болезни содержали в себе, как тогда было принято считать, иммунный компонент. Однако группе Кипниса удалось идентифицировать реальную анатомическую структуру, облегчающую подобные отношение, и это свидетельствует о том, что мозг и тело тесно связаны друг с другом и что человеческий мозг не является своего рода цитаделью, как было принято считать раньше.

Гормоны влияют на механизмы образования эмоций и действие различных нейрохимических веществ, и, как следствие, участвуют в формировании устойчивых привычек. Автор книги «Гормоны счастья» заслуженный профессор Калифорнийского университета Лоретта Грациано Бройнинг предлагает пересмотреть шаблоны нашего поведения и научиться запускать действие серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина. T&P публикуют главу из книги о том, как самонастраивается наш мозг, реагируя на опыт и формируя соответствующие нейронные связи.

Лоретта Грациано Бройнинг

основатель Inner Mammal Institute, заслуженный профессор Калифорнийского университета, автор нескольких книг, ведет блог «Your Neurochemical Self» на сайте PsychologyToday.com

Перекладывая нейронные пути

Каждый человек рождается с множеством нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Эти связи строятся по мере взаимодействия с окружающим нас миром и в конечном счете и создают нас такими, какие мы есть. Но иногда у вас возникает желание несколько модифицировать эти сформировавшиеся связи. Казалось бы, это должно быть легко, потому что они сложились у нас без особых усилий с нашей стороны еще в молодости. Однако формирование новых нейронных путей во взрослом возрасте оказывается неожиданно сложным делом. Старые связи настолько эффективны, что отказ от них создает у вас ощущение, что возникает угроза выживанию. Любые новые нервные цепочки являются весьма хрупкими по сравнению со старыми. Когда вы сможете понять, как трудно создаются в мозгу человека новые нейронные пути, вы будете радоваться своей настойчивости в этом направлении больше, чем ругать себя за медленный прогресс в их формировании.

Пять способов, с помощью которых самонастраивается ваш мозг

Мы, млекопитающие, способны в течение жизни создавать нейронные связи, в отличие от видов с устойчивыми связями. Эти связи создаются по мере того, как окружающий нас мир воздействует на наши органы чувств, которые посылают соответствующие электрические импульсы в мозг. Эти импульсы прокладывают нейронные пути, по которым в будущем быстрее и легче побегут другие импульсы. Мозг каждого отдельного человека настроен на индивидуальный опыт. Ниже приведены пять способов, с помощью которых опыт физически меняет ваш мозг.

Жизненный опыт изолирует молодые нейроны

Постоянно работающий нейрон с течением времени покрывается оболочкой из особого вещества, которое называется миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Это можно сравнить с тем, что изолированные провода могут выдерживать значительно большую нагрузку, чем оголенные. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишних усилий, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое».

В основном покрытие нейронов миелином завершается у ребенка к возрасту двух лет, по мере того как его тело научается двигаться, видеть и слышать. Когда рождается млекопитающее, в его мозгу должна сформироваться ментальная модель окружающего его мира, что предоставит ему возможности для выживания. Поэтому выработка миелина у ребенка максимальна при рождении, а к семи годам она несколько снижается. К этому времени вам уже не надо учить заново истины, что огонь обжигает, а земное тяготение может заставить вас упасть.

Если вы думаете, что миелин «зря расходуется» на усиление нейронных связей именно у молодых, то следует понимать, что природа устроила именно так по обоснованным эволюционным причинам. На протяжении большей части истории человечества люди заводили детей сразу по достижении половой зрелости. Нашим предкам нужно было успеть решить первоочередные насущные задачи, которые обеспечивали выживание их потомства. Во взрослом состоянии они больше использовали новые нейронные связи, чем перенастраивали старые.

С достижением периода полового созревания человека формирование миелина в его организме вновь активизируется. Это происходит из-за того, что млекопитающему предстоит осуществить новую настройку своего мозга на поиск наилучшего брачного партнера. Часто в период спаривания животные мигрируют в новые группы. Поэтому им приходится привыкать к новым местам в поисках пищи, а также к новым соплеменникам. В поисках брачной пары люди также нередко вынуждены перемещаться в новые племена или кланы и постигать новые обычаи и культуру. Рост выработки миелина в период полового созревания как раз всему этому и способствует. Естественный отбор устроил мозг таким, что именно в этот период он меняет ментальную модель окружающего мира.

Все, что вы целенаправленно и постоянно делаете в годы своего «миелинового расцвета», создает мощные и разветвленные нейронные пути в вашем мозгу. Именно поэтому так часто гениальность человека проявляется именно в детстве. Именно поэтому маленькие горнолыжники так лихо пролетают мимо вас на горных спусках, которые вы не можете освоить, сколько ни стараетесь. Именно поэтому таким трудным становится изучение иностранных языков с окончанием юношеского возраста. Будучи уже взрослыми, вы можете запоминать иностранные слова, но чаще всего вы не можете быстро подбирать их для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что вербальная память концентрируется у вас в тонких, не покрытых миелином нейронах. Мощные миелинизированные нейронные связи заняты у вас высокой мыслительной деятельностью, поэтому новые электрические импульсы с трудом находят свободные нейроны. […]

Колебания активности организма в миелинизации нейронов могут помочь вам понять, почему у людей возникают те или иные проблемы в разные периоды жизни. […] Помните, что человеческий мозг не достигает своей зрелости автоматически. Поэтому часто говорят, что мозг у подростков еще не вполне сформировавшийся. Мозг «миелинирует» весь наш жизненный опыт. Так что если в жизни подростка будут иметь место эпизоды, когда он получает незаслуженное вознаграждение, то он накрепко запоминает, что награду можно получить и без усилий. Некоторые родители прощают подросткам плохое поведение, говоря, что «их мозг еще не полностью оформился». Именно поэтому очень важно целенаправленно контролировать тот жизненный опыт, который они впитывают. Если позволить подростку избегать ответственности за свои действия, то можно сформировать у него разум, который будет ожидать возможности уклонения от такой ответственности и в дальнейшем. […]

Жизненный опыт повышает эффективность работы синапса

Синапс - это место контакта (небольшой промежуток) между двумя нейронами. Электрический импульс в нашем мозгу может передвигаться только при том условии, что он достигает конца нейрона с достаточной силой, чтобы «перепрыгнуть» через этот промежуток к следующему нейрону. Эти барьеры помогают нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума». Прохождение электрического импульса через синаптические промежутки - это очень сложный природный механизм. Его можно представить себе так, что на кончике одного нейрона скапливается целая флотилия лодок, которая транспортирует нейронную «искру» в специальные приемные доки, имеющиеся у рядом расположенного нейрона. С каждым разом лодки лучше справляются с транспортировкой. Вот почему получаемый нами опыт увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами. В мозге человека имеется более 100 триллионов синаптических связей. И наш жизненный опыт играет важную роль, чтобы проводить по ним нервные импульсы так, чтобы это соответствовало интересам выживания.

На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами:

1) Постепенно, путем многократного повторения.

2) Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

[…] Синаптические связи строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в ваших синаптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и вам кажется, что вы вполне в курсе происходящих вокруг вас событий.

Нейронные цепочки формируются только за счет активных нейронов

Те нейроны, которые активно не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка. Как ни странно, это способствует развитию его интеллекта. Сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, что свойственно новорожденному, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Двухлетний малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения типа знакомого лица или бутылочки с его любимой едой. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например драчливый товарищ по играм или закрытая дверь. Юный мозг полагается уже на свой небольшой жизненный опыт в том, что касается удовлетворения нужд и избегания потенциальных угроз.

Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы ощущаете их как «истину»

В возрасте от двух до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается. Это заставляет его соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. Тесно переплетенные нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта. Мы создаем их, разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. Таким образом, к семи годам мы обычно четко видим то, что уже однажды видели, и слышим уже однажды услышанное.

Вы можете подумать, что это плохо. Однако подумайте над ценностью всего этого. Представьте себе, что вы солгали шестилетнему ребенку. Он верит вам, потому что его мозг жадно впитывает все, что ему предлагается. Теперь предположите, что вы обманули ребенка восьми лет. Он уже подвергает ваши слова сомнению, потому что сравнивает поступающую информацию с уже имеющейся у него, а не просто «проглатывает» новые сведения. В возрасте восьми лет ребенку уже труднее формировать новые нейронные связи, что толкает его на использование уже имеющихся. Опора на старые нейронные цепочки позволяет ему распознать ложь. Это имело огромное значение с точки зрения выживания для того времени, когда родители умирали молодыми и детям с малых лет приходилось привыкать заботиться о себе. В юные годы мы формируем определенные нейронные связи, позволяя другим постепенно угасать. Некоторые из них исчезают, как ветер уносит осенние листья. Это помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целенаправленным. Конечно, с возрастом вы получаете все новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют активные электрические пути. Например, если наши предки рождались в охотничьих племенах, то быстро набирали опыт охотника, а если в племенах землепашцев - сельскохозяйственный опыт. Таким образом мозг настраивался на выживание в том мире, в котором они реально существовали. […]

Между активно используемыми вами нейронами образуются новые синаптические связи

Каждый нейрон может иметь много синапсисов, потому что у него бывает много отростков или дендритов. Новые отростки у нейронов образуются при его активной стимуляции электроимпульсами. По мере того как дендриты растут в направлении точек электрической активности, они могут приблизиться настолько, что электрический импульс от других нейронов может преодолеть расстояние между ними. Таким образом рождаются новые синаптические связи. Когда подобное происходит, на уровне сознания вы получаете связь между двумя идеями, например.

Свои синаптические связи вы ощущать не можете, но легко можете увидеть это в других. Человек, любящий собак, смотрит на весь окружающий мир через призму этой привязанности. Человек, увлеченный современными технологиями, все на свете связывает с ними. Любитель политики оценивает окружающую реальность политически, а религиозно убежденный человек - с позиций религии. Один человек видит мир позитивно, другой - негативно. Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы не ощущаете их как многочисленные отростки, похожие на щупальца осьминога. Вы ощущаете эти связи как «истину».

Рецепторы эмоций развиваются или атрофируются

Для того чтобы электрический импульс мог пересечь синаптическую щель, дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, которые улавливаются специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, вырабатываемых нашим мозгом, имеет сложную структуру, которая воспринимается только одним специфическим рецептором. Она подходит к рецептору, как ключ к замку. Когда вас захлестывают эмоции, то вырабатывается больше нейрохимических веществ, чем может уловить и обработать рецептор. Вы чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока ваш мозг не создаст больше рецепторов. Так вы адаптируетесь к тому, что «вокруг вас что-то происходит».

Когда рецептор нейрона продолжительное время неактивен, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Гибкость в природе означает, что рецепторы у нейронов должны либо использоваться, либо они могут потеряться. «Гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Именно так вы и «узнаете» причину своих позитивных ощущений. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает вам, откуда ожидать радости в будущем.

Изображения: © iStock.

Мое почтение, други и боевые подруги! Сегодня нас ждет ни разу не обычная статья, и посвящена она будет такому явлению, как связь мозг-мышцы. Уверен, каждый из Вас хотя бы раз слышал о ней от более опытных собратьев по залу или персональных тренеров, но что это такое на практике и как ее пощупать - уже совсем другой вопрос, на который обычно сложно услышать внятный ответ. Так вот в этой заметке мы узнаем все об этой ментальной связи, поговорим, как она работает, как ее прокачать и какие средства использовать для усиления.

В общем, будет все очень вкусно, поэтому давайте приступим к вещанию.

Ментальная связь мозг-мышцы: что, к чему и почему?

На написание этого творения:) меня подтолкнул поток новичков, которые в весенне-летний период хлынули несметным потоком в тренажерные залы и решили стройно влиться в стройные ряды качат и фитнес-барышень. Что же, весьма похвальный первый шаг – молодцы, так держать! Конечно, многие из них не выдержат накала железных страстей и сольются уже в первый месяц, однако от этого никуда не деться, останутся самые упертые и дисциплинированные. Ну да ладно, вернемся к повествованию.

Как обычно, я вполглаза стал наблюдать за “молодняком” (со всем к ним/Вам, уважением) и по традиции отмечать все новые и новые ошибки и кривости в тренинге. Технические ошибки – они возникают у всех, однако постоянная практика позволяет, со временем, свести их в минимум или избегать вовсе. Да и информации по поводу выполнения упражнений предостаточно. Поэтому на технику я практически не смотрел, меня привлек другой интересный аспект, который мало где освещается и про который мало кому говорится из новичков, и имя ему – связь мозг-мышцы .

Для тех кто не в курсе, на практике это представляет собой следующую ситуацию. Новичок начинает выполнять упражнение (причем чаще всего жим лежа, т.к. оно является самым раскрученным), и тут его тело начинает в прямом смысле выписывать кренделя – руки трясутся, двигаются несинхронно и в разнобой, подъем/опускание снаряда выполняется конвульсионными фрикциями. Все это возникает не из-за большого веса штанги, а из-за пока еще слабой ментальной связи между мозгом и мышцами. Этот передающий нервные импульсы канал настолько хил, что не может (даже если человек знает всю техническую сторону выполнения) позволить организовать иное исполнение упражнения. О том, какие работы необходимо проводить по укреплению этой связи и вообще о механизмах работы мышц, мы и поговорим далее.

Примечание:

Для более лучшего усвоения материала, вся дальнейшая информация будет разбита на подглавы.

Итак, давайте углубимся в нашу любимую теорию и разберемся…

Как работают мышцы

Следующее изображение призвано ответить на поставленный вопрос.

Вообще, мускулы человека могут находиться в трех состояниях:

  • расслабленное (relax) ;
  • растянутое (stretch) ;
  • сокращенное (contraction) .

Если рассматривать с технической точки зрения, то сокращение – должно сократить мышцу, однако на практике мы подразумеваем под этим различные действия. Хотя только одно подходит под это определение. Далеко не все атлеты хотят погружаться в анатомические тонкости мышц, и поэтому они не в курсе, что скелетные мышцы имеют несколько различных вариантов для сокращения.

Существует два основных типа мышечных сокращений – изометрическое и изотоническое. В первом – длина мышцы при выполнении движения остается постоянной (не изменяется) . При изотоническом – происходит изменение длины мышцы при работе против внешних сил. Также есть два типа изотонических сокращений – концентрическое и эксцентрическое. При концентрическом – мышцы укорачиваются и сжимаются, например при демонстрации бицепса. При эксцентрике мышцы удлиняются в процессе контракции.

Чтобы было понятней, о чем идет речь, приведу следующее наглядное изображение различных типов мышечных сокращений.

Как работает связь мозг-мышцы

Думаю, Вы замечали за опытными культуристами, что они способны нагрузить (истощить ресурс) мышцы даже с небольшим весом, а то и вовсе с пустым грифом. Новички же могут тягать тонны железа, а эффект от этого будет практически нулевой. Встает резонный вопрос – почему так происходит? И что является причиной такой метаморфозы?

Ответ очень простой – у профессиональных атлетов в разы лучше налажена ментальная связь мозг-мышцы. Это связь представляет собой специальный устойчивый канал, наводимый между мускульной единицей и корой головного мозга человека. Через него передается сигнал от центра управления к тренируемой мышце.

Примечание:

Связь мозг-мышцы носит двойственный характер, т.е. мозг отправляет сигнал в мышцы, а они в свою очередь дают отклик в виде обратной связи. Следовательно, чем активнее мышцы, тем больше импульсов уходит в мозг. Для того, чтобы развить связь мозг-мышцы, про-культуристы пользуются процессом визуализации. Это когда до выполнения упражнения (и по ходу) в голове прокручивается процесс их накачки и расслабления.

Величина силы, которая создает мышца, различна (может сокращаться много или мало) и зависит от сигнала, который посылает нерв. Все, что делает мышца – создает сжимающую силу. В процессе выполнения того или иного упражнения (например, подъем на бицепс) мозгу, помимо того, что нужно выяснить, какие мышцы следует сократить и в каком порядке, ему также необходимо оценить усилие, требуемое для поднятия гантели.

Оценку такой работы производят сразу несколько регионов мозга, которые участвуют в двигательной функции. Давайте подробней рассмотрим основные корковые области, отвечающие за работу опорно-двигательного аппарата.

Основная моторная кора (M1) лежит вдоль прецентральной извилины и генерирует сигналы, которые контролируют выполнение движения. Вторичные моторные области вовлечены в планирование движений. Первичная моторная кора (M1) является одной из основных областей мозга, участвующих в двигательной функции. М1 расположена в лобной доле головного мозга вместе с “шишкой”, которая называется прецентральная извилина.

Роль первичной моторной коры - создание нервных импульсов, которые контролируют выполнение движения. Сигнал от М1 пересекает срединную линию, чтобы активировать скелетные мышц на противоположной стороне тела, а это означает, что левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое полушарие - левую.

Каждая часть тела представлена в первичной моторной коре и эти представления соматотипичны – ступня (foot), за которой идет нога (leg) , которая находится рядом с туловищем (trunk) , следом плечо (arm) , рука (hand) и т.д.

Количество серого мозгового вещества, посвященного какой-либо конкретной части тела, представляет собой размер контроля, который первичная моторная кора имеет над этой частью тела. Например, много коркового пространства требуется, чтобы контролировать сложные движения руки и пальцев. Поэтому эти части тела имеют больше представительства в коре М1, чем туловище или ноги, мышечные модели которых относительно просты. Эта непропорциональная карта тела в моторной коре называется двигатель гомункулус (см. рисунок выше) .

Другие регионы коры, участвующие в моторных функциях, называются вторичные двигательные центры. Они включают в себя заднюю теменную кору, премоторную кору (PMA) и дополнительную моторную область (SMA) . Задняя теменная кора участвует в преобразовании визуальной информацию в моторные команды. Задняя теменная кора участвует в определении того, как направить руку по отношению к гантеле, где она расположена в пространстве. Она отправляет эту информацию в премоторную кору (PMA) и SMA-область. Премоторная кора лежит прямо перед M1. Это позволяет осуществлять четкое руководство и контроль над более близкими мускулами и мышцами туловища.

Примечание:

Прокачка связи мозг-мышцы, в среднем, занимает от 3 до 5 месяцев постоянных занятий в зале.

SMA-область лежит выше и медиальнее PMA, он участвует в планировании сложных движений и координации двуручных движений (например, подъем штанги на бицепс) . SMA и премоторные регионы коры отправляют информацию в ЦРУ M1, а также стволу головного мозга двигательных областей. Нейроны из M1, SMA и премоторной коры приходят к волокнам кортикоспинального тракта. Кортикоспинальный тракт является единственным прямым путем от коры головного мозга к позвоночнику и состоит из более чем миллиона волокон. Эти волокна спускаются по позвоночному стволу, где большинство из них переходит на противоположную сторону тела. После пересечения волокна продолжают спускаться по нему, заканчиваясь на соответствующих спинно-мозговых уровнях.

Кортикоспинальный тракт является основным каналом для управления добровольными телодвижениями человека. Есть и другие моторные каналы, которые происходят из подкорковых групп нейронов (ядер) . Они контролируют осанку и баланс, грубые движения ближних мышц, а также координируют голову, шею и движение глаз в ответ на визуальные наблюдения.

Примечание:

Не обязательно досконально разбираться в связях, которые протекают между мозгом и мышцами, поэтому не переживайте, если информация плохо усваивается.

Спинной мозг состоит из белого и серого вещества. Белое вещество состоит из нервных волокон, проходящих через позвоночник. Серое вещество состоит из клеточных тел, в том числе моторных нейронов и интернейронов.

Сам по себе “сеанс связи” мозг-мышцы (или по научному, кортикальное управление скелетными мышцами) выглядит следующим образом. Кликните по иконке "Click here to Start" для запуска анимации.

Сигналы, генерируемые в первичной моторной коре, идут вниз кортикоспинального тракта (зеленый) через белое вещество спинного мозга в синапсы на интернейронах и моторных нейронах в спинном мозге вентрального рога. В свою очередь, нейроны последнего посылают свои аксоны (синий) через вентральные корешки для иннервации отдельных мышечных волокон. В данном примере сигнал от M1 проходит через кортикоспинальный тракт и выходит из позвоночника около шестого шейного уровня.

Периферийные двигательные нейроны передают сигнал в руки, чтобы активировать группу миофибрилл в бицепсе, в результате этого мышца сокращается. В совокупности вентральный рог, двигательные нейроны, его аксоны и миофибриллы называются единый двигательный блок (ЕДБ) .

Меньшие моторные нейроны обычно иннервируют меньшие мышечные волокна. Моторные нейроны могут иннервировать любое количество мышечных волокон, однако каждое волокно иннервируется только одним двигательным нейроном. Когда моторные нейроны срабатывают, мышечные волокна сокращаются.

В более схематичном изображении этот процесс выглядит так.

Примечание:

В позвоночнике есть два типа моторных нейронов – альфа и гамма-мотонейроны. Альфа-мотонейроны иннервируют мышечные волокна, которые вносят вклад в развитие силы. Гамма мото-нейроны иннервируют волокна в мышечных веретенах - структура внутри мышцы, которая отвечает за длину и степень растяжения мускулов.

Глобальный вывод: величина двигательных единиц и количество волокон, которое возбуждается, вносят вклад в силу мышечных сокращений и, как следствие, вес поднимаемого отягощения. Следовательно, чем “толще” становится канал мозг-мышцы, тем более качественно будет протекать накачательная работа, активнее расти рабочие веса. Получается, прежде чем подходить к снаряду, Вам необходимо хорошенько “вздрючить” свой мозг - либо самому научиться вызывать состояние выпуска гнева, либо использоваться методы извне, например, .

Уфф-ф, с теорией вроде как закончили. Шутка - это только цветочки. Да нет, тут все, переходим к практической стороне вопроса.

Преимущества бодибилдинга для мозга: как прокачать связь мозг -мышцы

Многие по-прежнему считают качков тупыми детинами, а-ля платяной шкаф в шортах. На самом деле, если человек смог накачать более-менее видимые мускулы – то и мозг без внимания не остался, т.к. связь (как мы уже поняли) прямая. Поэтому, барышни, если ищете себе “далекого парня”, то милости прошу в зал:).

Поскольку бодибилдинг состоит из:

  • регулярных физических упражнений;
  • организации правильного питания и диеты;
  • большого количества восстановления.

То все эти 3 компонента являются полезными для черепной коробки в попытке увеличить ее мощность и, как следствие, толщину канала мозг-мышцы.

Давайте пройдемся по списку.

№1. Упражнения и мозг

Сама по себе любая регулярная физическая активность является очень полезной для мозга, поскольку:

  • улучшает его кровообращение;
  • улучшает уровень насыщения крови, кислородом;
  • повышает настроение, снимает стресс;
  • ускоряет удаление отходов, производимых мозгом.

3-5 тренировки в неделю (по 45-90 минут каждая) , желательно направленные на тренировку всего тела – оптимально для прокачки своей “мыслителки”. По крайней мере, 2 из них должны быть аэробные (по 30-45 минут) , т.е. любые виды кардио. Отлично подойдет бег в лесу, по холмистой местности и там, где воздух разряжен, и человек может испытывать кислородное голодание (горный рельеф) . всего тела также имеют место быть включенными в тренировочную программу по прокачке мозга.

№2. Лучшие продукты для мозга

Следующие продукты обеспечат Ваш мозг необходимыми для его оптимального функционирования питательными веществами. Включите их в свой план питания на еженедельной основе. Итак, употребляйте:

  • черника – улучшает моторику и память. Она содержит углеводы, много клетчатки и антиоксиданты, которые помогают избавиться от свободных радикалов;
  • жирная рыба (лосось, сардины, скумбрия) – содержит белки и омега-3 ПНЖК, которые улучшают связи между нейронами, увеличивают способность к обучению и улучшают здоровье сердца;
  • постное мясо (стейк из говядины, вырезка) – содержит качественные белки и аминокислоту тирозин, которая, поступая в мозг, повышает его бодрость;
  • цельные зерна – цельнозерновой хлеб, отруби. Содержат углеводы и много клетчатки.Они улучшают приток крови к мозгу и помогают снизить риск сердечных заболеваний;
  • молочные продукты – молоко и йогурт с высоким содержанием белка. Они содержат тирозин – аминокислоту, которая увеличивает настороженность мозга;
  • брокколи - содержит углеводы и антиоксиданты, которые помогают защитить мозг;
  • авокадо - является отличным источником мононенасыщенных жиров, что улучшает приток крови к системе органов, включая мозг и уменьшает кровяное давление;
  • орехи (миндаль, грецкие) - содержат белки и витамин Е, который улучшает работу мозга.

Примечание:

Грецкие орехи очень полезные для мозга, не зря они похожи по своей структуре на мозг с бороздками. Наполеон любил заряжать свои мозги грецкими орехами с ложкой меда.

№3. Восстановление

Восстановление посредством отдыха и сна повышает “мощность” мозга. Для полноценного восстановления мозгу требуется около 6-8 часов непрерывного сна. Оптимальное время восстановления мозга после тяжелых тренировок 2-3 дня до следующего занятия.

Собственно, у меня все на сегодня, все вопросы рассмотрены, значит, осталось только подосвиданькаться:).

Послесловие

Ну вот, мои уважаемые читатели, мы и разобрали тему - бодибилдинг и связь мозг-мышцы . Уверен, Вы поняли, что культуризм поможет Вам не только обзавестись форменным телом, но и развить свою интеллектуальную мощь. Ну и какая барышня устоит перед таким суперменом? Точно, никакая - на вынос!

PS. Самых башковитых попрошу черкануть пару строк комментариев, проверим, начала ли уже действовать статья!

PPS. Помог проект? Тогда оставьте ссылку на него в статусе своей социальной сети - плюс 100 очков к карме, гарантированно.

С уважением и признательностью, Протасов Дмитрий .

Имеет нейронную структуру. Он зафиксирован в мозге в виде нейронного образования.

Число нейронов огромно. Ученые называют цифры от 10 до 100 миллиардов. Нейроны – это нервные клетки нашего мозга, которые проводят нервные импульсы. Импульсы несутся с громадной скоростью: расстояние от одного нейрона к другому сообщение пробегает меньше чем за 1/5000 долю секунды. Благодаря этому мы чувствуем, думаем, действуем.

Когда человек рождается, он уже имеет большое количество нейронных образований, отвечающих за работу внутренних органов, систем дыхания, кровоснабжения, выведения отходов организма и других. С рождения до двух лет количество нейронных образований у человека повышается в разы, так как он учится ходить, говорить, распознавать предметы, людей, приобретает опыт знакомства с окружающим миром. Ресурсы, внешние для новорожденного человека, быстро становятся внутренними, неотделимыми от личности.

Как формируются нейронные образования?

Каждый нейрон похож на корневую систему растений, где есть один большой корень (аксон), и есть ответвления от этого корня (дендриты).

Каждый раз, когда по мозгу проходит сообщение, с одного нейрона на другой перескакивает множество нервных импульсов.

Передача таких сообщений происходит не напрямую, а через посредника. Посредник – это химическое вещество, называемое медиатором. При передаче сообщений один нейрон аккумулирует медиаторы на кончике «корня», а затем пускает их в «свободное плавание». Задача медиаторов – перенести нервный импульс к другому нейрону через некий барьер (синапс). Медиаторы могут причаливать только к определенному месту на соседнем нейроне. А точка причаливания принимает только один вид медиаторов. Но сам медиатор может причалить не к одному нейрону.

В зависимости от сообщения, которое несет медиатор, нервный импульс либо продолжает свой путь, либо прямо здесь останавливается. Пока второй нейрон «читает» сообщение и «решает», продолжать ли нервному импульсу свой путь дальше, медиатор остается на причале.

Если нейрон «решил» что делать дальше, происходит либо бег импульса дальше по цепочке, либо нейтрализация информации в нейроне и разрушение медиатора. Такая система переноса импульсов помогает нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума».

Если сообщения повторяются, медиаторы быстрее и легче достигают точки причаливания на соседнем нейроне, формируется устойчивая нейронная связь.

Так как дендритов у нейронов много, нейрон одновременно может формировать много медиаторов с разными сообщениями для других нейронов.

Ранее ученые считали, что связи между нейронами закреплены с рождения и не подвержены влиянию человеческого опыта. Сегодня мнение изменилось. На то, сколько таких связей будет создано нервной системой, оказывают огромное влияние события нашей жизни – все огромное многообразие того, что мы впитываем в себя с младенчества. При овладении новыми навыками, при встрече с новыми чувствами в сложной нейронной сети у нас постоянно формируются новые связи. Поэтому межнейронные связи мозга у каждого из нас – структура уникальная.

При этом мы можем перестроить мозг за счет создания новых нейронных связей, эту способность мозга называют нейропластичностью.

Ресурс как нейронная связь.

Любой внутренний ресурс – это, по сути, навык, крепкая нейронная связь. А крепкая нейронная связь формируется двумя основными способами:

1. Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

2. Постепенно, путем многократного повторения.

Например, когда человек учится водить машину, никакой структуры и нейронной связи еще нет. Навык вождения еще не сформирован, ресурс еще внешний. Для того, чтобы держать руль, нажимать на педали, включать поворотники, реагировать на знаки и дорожную обстановку, регулировать уровень страха и тревоги требуется уйма энергии.

Это энергия внимания и энергия мотивации. Туда руку, сюда ногу, смотреть в зеркала, а там пешеход, а еще знаки и другие машины. Напряжение и тревога с непривычки. Если энергия мотивации израсходована, плюс произошла колоссальная потеря энергии внимания, и они не компенсировались удовольствием от процесса вождения, то часто человек откладывает обучение до лучших времен.

Если же стресс от таких «вождений» не так уж велик и покрывается удовольствием, то человек научится водить. Раз за разом в мозгу человека нейроны будут выстраиваться в определенную конфигурацию, обеспечивающую процесс приобретения навыка вождения.

Чем больше будет повторений, тем быстрее будут формироваться новые нейронные связи. Но только в том случае, если энергия, затрачиваемая на приобретение навыка, будет скомпенсирована с превышением.

Причем нейронные связи будут формироваться не в одном месте, а в нескольких участках мозга, которые задействованы, когда человек водит машину.

В дальнейшем будет нужно меньше энергии для процесса вождения, и тем легче и приятнее будет сам процесс. Нейронные связи сформировалась, и теперь задача – эти связи «устаканить», вшить в подкорку, чтобы они превратилась в устойчивое нейронное образование. И чем лучше у человека получается, чем больше он получает удовольствия, положительного подкрепления, тем быстрее идет работа.

Когда нейронное образование сформировано, система получается автономной, энергии требуется все меньше, она начинает не расходоваться, а поступать. Именно тогда внешний ресурс становится внутренним.

И вот уже человек может слушать музыку, разговаривать, думать о своем, и его разум будет следить за дорогой, тело само выполнять нужные действия, и даже в экстремальной ситуации разум и тело справятся сами, без участия сознания, и примут нужные меры. Именно так и было со мной, когда я выпадала из реальности, и не помнила, как приезжала домой. Об этом я писала

А если внести сюда элемент творчества, то нейронная структура в мозгу станет еще более красивой, сложной и гибкой.

Любой ресурс может быть прокачан до такой степени, что станет навыком, встроенным в личность через нейронную структуру.

Нейронные связи и внутренний контроль.

Любые действия имеют какой-то развивающий эффект только тогда, когда происходят на грани потери контроля над ситуацией. И чем более выражена эта грань – тем больший эффект. Потеря контроля заставляет нас формировать новые нейронные связи, делая структуру более обширной.

А обширность эта достигается за счет захвата в сеть «открытых» нейронов.

Смотрите, постоянно работающий нейрон со временем покрывается оболочкой из особого вещества, называемого миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишней энергии. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое». Обычно покрытие нейронов оболочкой у человека активно до двух, и снижается к семи годам.
Существуют бедные миелином «открытые» нейроны, в которых скорость проведения импульса всего 1-2 м/с, то есть в 100 раз медленнее, чем у миелиновых нейронов.

Потеря контроля заставляет мозг «искать» и подключать в свою сеть «открытые» нейроны, чтобы сформировать новый кусок нейронного образования, «ответственного» за новый опыт.
Именно поэтому действия, в которых полностью исключена возможность потери контроля нам просто неинтересно выполнять. Они скучны и рутинны, не требуют особой активности мозга. А если мозг не получает достаточной активности – он деградирует, незадействованные нейроны отмирают, человек тупеет и глупеет.

Если потеря контроля каждый раз ведет к формированию нужного результата, то говорят о положительном подкреплении.

Так дети учатся ходить, ездить на велосипеде, плавать и так далее. Причем, чем больше часов, затрачиваемых на какое-то занятие, тем больше миелиновых нейронов в мозге, а значит выше его производительность.

Одно убедительное доказательство получили после сканирования головного мозга профессионального музыканта. Проводилось много исследований по поводу того, чем мозг музыканта отличается от мозга обычных людей. В ходе этих исследований мозг был просканирован в диффузионном МРТ-аппарате, что дало ученым информацию о ткани и волокнах внутри области сканирования.

Исследование показало, что практика игры на фортепиано способствовала формированию белого вещества в областях мозга, связанных с моторикой пальцев, визуальных и слуховых центров обработки, другие же области мозга ничем не отличались от таких же у “обычного человека”.

Внутренний контроль и привычки.

Современной нейрофизиологии известно, чтовремя формирования разветвлённой структуры отростков нейрона – 40-45 дней , а время, требующееся на формирование новых нейронов – 3-4 месяца .

Следовательно, для того, чтобы ресурс из внешнего превратился во внутренний, достаточно сформировать НОВОЕ нейронное образование под конкретную задачу. На это потребуется не менее 120 дней.

Но при трех условиях.

  1. Прокачка ресурса должна идти ежедневно.
  2. Она должна сопровождаться потерей
  3. Энергия должна компенсироваться с превышением.

Вернусь к примеру с автомобилем. Потеря внутреннего контроля бывает каждый раз, когда водитель садится за руль. Причем от стажа вождения это не зависит. Всегда идет внутренняя подстройка водителя на автомобиль и дорогу, на участников дорожного движения, на погодные условия. Мобилизация внутренних ресурсов идет всегда, даже у самых опытных.

Различия между опытным и начинающим водителем будет в том, что опытный уже приобрел устойчивые нейронные связи и амплитуда потери контроля не ощущается им. А вот неопытный водитель может настолько терять контроль, что нервное напряжение будет видно невооруженным взглядом. Но чем чаще и дольше такой водитель будет ездить, тем быстрее и лучше он будет справляться с ситуацией потери контроля.

Через 120 дней навык вождения войдет в ПРИВЫЧКУ, то есть не будет забирать всю свободную энергию. Человек уже сможет включать музыку в автомобиле, или вести разговоры с пассажирами. Вновь образованное нейронное образование все еще не стабильно, но уже выполняет функцию под конкретную задачу.

Если человек будет дольше развивать навык вождения, то через некоторое время нейронное образование, отвечающее за этот навык, станет устойчивым, автономным, стабильным. Если же человек не будет пользоваться вновь созданным нейронным образованием, то через некоторое время оно распадется, разрушится. Поэтому часто люди, имеющие права, не могут водить автомобиль.

Любой другой ресурс делается внутренним по такому же принципу . Внутренний ресурс – есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных взаимосвязей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию по сравнению с другими цепочками нейронного реагирования.

Чем больше мы повторяем какие-либо действия, мысли, слова, тем более активными и автоматическими становятся соответствующие нейронные пути.

Все это справедливо для формирования «вредных» привычек. И тут я говорю не только об алкоголе и наркотиках, но и о привычке жаловаться на жизнь, ныть, обвинять всех и вся в своей нелегкой жизни, подличать, идти по головам, хитрить и изворачиваться для получения того, что нужно.

Здесь тоже условное «положительное» подкрепление, когда человек такими действиями получает то, что нужно. И запоминает это как «правильный» путь, ведущий к результату.

Есть так же нейронные образования, отвечающие за шаблонные установки, ограничивающие убеждения, устойчивые программы, от которых человек не может избавиться годами. Особенно эти нейронные образования сильны в сфере денег, уверенности в себе, и в сфере человеческих взаимоотношений. Эти нейронные образования формируются задолго до того, как ребенок может осознанно подходить к этим вопросам. Формирование ограничивающих убеждений, различных эмоциональных блоков идет под влиянием родителей, социума.

А еще это очень зависит от окружения, страны, истории, ментальности.

Эти застарелые устойчивые нейронные образования можно разрушить. Требуется на это от 1 до 5 лет ежедневной «работы». «Работы» по формированию НОВЫХ убеждений, НОВЫХ действий, НОВОГО окружения. Тогда на месте одних нейронных образований будут возникать другие.

Если учесть, что ограничивающие убеждения формируются десятилетиями, то возможность убрать их за какие-то три года кажется заманчивой.

Да, сказать легко, нелегко сделать. На «подумать» вот вам история.

Представьте, вы получили наследство - участок недр площадью 100 га для добычи алмазов.

Вступили в права наследства и тут к вам обращаются представители Алмазной корпорации. Мол, хотим взять в аренду ваш участок лет на 50, все, что добудем – наше, а вам будем платить фиксированную ренту ежемесячно в течение этих 50 лет.

Вы подумали, и согласились. Ну а что? Деньги на самое необходимое есть, голова не болит о том, где их взять.

Алмазная корпорация нагнала техники, людей, закипела работа.

Вы время от времени смотрите, как оно там у них, работается ли. И через некоторое время понимаете, что, мягко сказать, продешевили. Но договор – есть договор, ни расторгнуть раньше времени, ни отказаться уже нельзя.

Через пару лет вы понимаете, что не то, что продешевили, лоханулись вы с участком то… Судя по отчетам, дела у Алмазной корпорации идут очень хорошо. Вы понимаете, что через 50 лет вряд ли вам удастся откопать там хоть один завалящийся алмазик. Да и ренту вашу инфляция каждый год ест.

Вы нанимаете юриста для переговоров с Алмазной корпораций. Хотите или ренту повысить или, может, долю в прибыли.

Нет проблем, говорят в корпорации, мы готовы пересмотреть условия договора, и повысить вам ренту на те же 50 лет.

И тут ваш юрист говорит вам, что нашел лазейку в договоре, совершенно легальную и договор можно расторгнуть совершенно официально, и без штрафных санкций.

Теперь у вас есть два варианта:

  1. Расторгнуть договор и участок снова переходит в ваше владение;
  2. Промолчать о лазейке и согласиться на ренту.

Что вы сделаете? Напишите в комментариях или на листочке. Какова ваша логика?

Ну что, написали?

А теперь продолжение.

Алмазный участок – это вы.

И алмазы в нем – ваши . Управление своим развитием, своими привычками – это как управление своим собственным участком с алмазами. И даже если вы думаете, что у вас не участок с алмазами, а пустыня или болото, может вы плохо исследовали?

P.S. Кейс с алмазами утащила у Елены Резановой.

©Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве и международными соглашениями.
Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена в какой-либо форме без письменного разрешения владельцев сайта ageless.su

Усложняем работу... Еще несколько метафор мышечно-мозговой связи. Это более комплексные ощущения, но и эффект другой...

Ушные мышцы подчиняются тем же законам натяжения, что и другие лицевые мышцы. И активировать их нужно так же - в направлении их естественного анатомического натяжения:

Активировать и задать им натяжение нужно до начала упражнений, а не во время... Когда ушные мышцы будут активированы и в тонусе – зафиксировать их комфортное натяжение и на фоне этого натяжения приступить к комплексу лицевых упражнений. Бенита Кантиени в своей методике активацию ушных мышц дает до начала упражнений.
Активировать ушные мышцы следует каждую по отдельности . Тянуть все оптом не глядя к венечной точке неправильно и, на мой взгляд, не только не имеет смысла, но может создать перенапряжение в мышцах головы и привести к головным болям мышечного характера в области затылка и лобно-височной зоне.
Когда каждая из мышц активирована, нужно задать им базовое натяжение для упражнений.
Представьте, что на ухо Вам положили палочку или карандаш и Вам нужно при помощи ушных мышц его удержать. Создайте в ушных мышцах такое ощущение. Попробуйте, и Вы почувствуете, что ушные мышцы сократились – верхне-передняя часть слегка подтянулась веерно вверх, а задняя «ушла» назад.

В принципе, это и есть то натяжение, которое является базовым, как фон для всех упражнений, основа Шлема . Если Вы чувствуете во время упражнений, что натяжение ушных мышц слабо, мысленно чуть-чуть «утяжелите» палочку, представьте, что ее вес стал больше, и чтобы ее удержать, ушные мышцы натянутся-сократятся больше. Можете поиграть этими уровнями ушного натяжения.

Эта «палочка», кстати, сразу снимает напряжение с глазных мышц (освобождает их), "открывает" глаза и натягивает верх щек.
А заднюю ушную мышцу мысленно с обеих сторон продолжите и «завяжите» узлом на затылке.

Важно не тянуть слишком сильно. Ушное натяжение-сокращение должно чувствоваться, но не быть главенствующим и подавляющим, и ни в коем случае не дискомфортным, чтобы не вызывать мышечных болей. Вы должны продержаться на этом натяжении все упражнения, иначе эффективность гимнастики намного снижается.

Во время упражнений просто мысленно ощущайте это натяжение (удерживание палочки) и по необходимости, натягивайте задние ушные мышцы, как будто туже затягивая в узел.

Поработайте с ушными мышцами с метафорой "карандаш" или "палочка". Только старайтесь "держать палочку" в горизонтальной плоскости. То есть представляйте, что она расположена горизонтально, а не под углом. Все это дает мягкую активацию всем трем ушным мышцам, и позволит одновременно избежать перенапряжения, т.к. образ палочки или карандаша будет как бы ограничителем от хаотичного и излишнего напряжения. Подъем карандаша или палочки можно делать меньшим, если чувствуете, что мышцы подустали. Но с этим образом (по крайней мере, у меня), можно не только тренироваться, но и ходить...

ВАЖНО
Не нужно самому для себя усложнять упражнения, пытаясь в ощущениях разграничить задние, передние и верхние ушные мышцы. Нужно просто сосредоточиться на ощущении "Карандаша" и просто поднимать его. И мышцы будут подниматься сами - каждая естественным образом - в том направлении, в котором нужно.

Совет для ощущений
Виски растяните легким веером. Еще до начала упражнений. Сначала виски. Ощущение очень приятного растяжения и легкого подъема. Никакого напряжения. А потом поднимайте "карандаш". Если переместите внимание на виски, обнаружите, что и они подтянулись.

Вариант выполнения.
Этот вариант комплексный, и более сложный, но подключает более широкое поле, глабеллу, мышцы бровей.
Виски не трогать. Только карандаш. А затем, от переносицы внутренний угол бровей начинать поднимать-тянуть вверх (не морщить, а поднимать-тянуть). Можно сверху вести сложенными пальцами - для облегчения выполнения. Выражение лица будет как будто мы удивляемся. Брови как будто пойдут домиком. Доведя натяжение бровей до центра глабеллы (естественно, они так не поднимутся, но мы должны почувствовать, как натяжение "подняло их высоко") можно чуть выше, задержаться в нем на несколько секунд, а потом расширять эти поднятые брови от центра в стороны. Тоже медленно. И так же можно вести поверху сложенными пальцами. И все это время за ухом поднимать карандаш. Попробуйте выполнить это упражнение пару раз и вы увидите, что глаза стали как будто больше, брови немного ушли в стороны, выровнялся лоб. Если сместить область внимания на виски, то обнаружится, что они тоже мягко активированы.

©Лайне Буттер, 2011. Специально для сайта Ageless.su