Клуб автолюбителей
Поиск по сайту

Понятие, сущность, основные принципы демократии. Функции и принципы демократии Принцип демократии и демократические политические механизмы

Несмотря на все различия в понимании и толкован демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимания быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. Пророчески звучат слов выдающегося русского философа н.бердяева: "суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, чу найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества" . Следовательно, в одних условиях демократические процедуры обеспечивала действительное народовластие, а в других они могут использоваться для прикрытия формальным народовластием (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Приме тому -- пять референдумов в германии в 30-е гг., привет, к власти гитлера.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д. здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препятствовали превращению этого принципа в формальный.

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В конце хх в. Практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и стремились тем самым утвердить свою легитимность. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на выборах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Политическая наука исходит из того, что базовыми принципами современной демократии являются:

  • – конституционно закрепленная система государственного управления;
  • – прямое или представительное участие свободных, равноправных, активных граждан в принятии политических решений;
  • – гарантии гражданских прав и свобод личности;
  • – рыночная экономика, свобода предпринимательской инициативы;
  • – абсолютная власть закона;
  • – общественный контроль властных институтов;
  • – наличие в обществе конкурентной партийной системы, независимых групп интересов;
  • – разделение властей;
  • – свободные, альтернативные выборы кандидатов на государственные должности;
  • – уважение субъектами политики демократических норм взаимоотношений.

В политологии содержится анализ основных типов политических режимов современности -- демократического, тоталитарного и авторитарного (рис. 1).

Рис. 1.

Признаки демократического режима

  • – Источник власти -- народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям.
  • – Наличие «среднего класса» -- социальной основы демократии.
  • – Государственное устройство по принципу «разделения властей».
  • – Разрешено все, что не запрещено законом.

Политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание. Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом -- именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

На практике выявилось, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права чел-а.Это возможно только в демократической полит. системе.Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа “. Толкования:

1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

Демократия - это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы, без которых демократии в любом ее понимании быть не может:

1. Принцип суверенитета народа – именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. В од­них условиях демократические процедуры обеспечивают действительное народовластие, а в других они могут ис­пользоваться для прикрытия формальным народовласти­ем (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Пример тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привед­шие к власти Гитлера.

2. Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом – совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препят­ствовали превращению этого принципа в формальный.

3. Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении (так как решения, удовлетворяющего всех не существует). Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

4. Принцип выборности основных органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на вы­борах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии необх-мо рассм-ть механизм демократии: а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оп­позиции; д) разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

19. Предпосылки и пути перехода к демократии. Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия – совокупность экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок.

Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом. Ры­ночная экономика гарантирует автономию личности, соз­дает среду, которая предохраняет ее от тотального госу­дарственного контроля, воспитывает у индивида стрем­ление к свободе, ответственность, инициативность. Без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими.Это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, т.к. поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Раз­витое гражданское общество , представленное множеством групп со своими специфическими интересами. Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

Гра­мотность населения , его высокий образовательный уро­вень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.

Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура.

Внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

Переход к демократии – долговременный процесс. В различных странах он име­ет свою специфику, хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.

Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса (1) . Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется же­лание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направле­нии к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомуюподдержку общества. Теряют свое значение и роль старые политичес­кие и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей - гражданских и политических.

Следующая закономерность - это способность боль­шинства общества, его элит к социально-политическим из­менениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократичес­ких преобразований (2). Переход общества к демократии несовместим с рево­люционным насилием. Жизнеспособная демократия фор­мируется только эволюционным путем. Данная законо­мерность исходит из преобразований через соглашение элит. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.

Переход к демократии - не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни че­ловека. Проблема демократии для наших стран - это проблема формирования такой политической системы, ко­торая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.

Проблема демократии - это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике.

Уходящее столетие еще раз показало, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права человека. Это возможно только в демократической политической системе. Поэтому демократия как идеал общественного и государственного устройства является одним из самых привлекательных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое бы не претендовало на осуществление демократии, не использовало бы этот термин в своих целях.

При всей кажущейся простоте вопроса о сути демократии он далеко не так прост. Причин тому несколько. Во-первых, демократия - феномен, находящийся в постоянном развитии. Процесс демократизации обществе жизни длителен, многообразен и противоречив. Так, из всех независимых государств лишь примерно 40 могут названы демократическими, но и они далеки от идеала.

Во-вторых, разнообразие толкований понятия "демократия" и ее принципов связано с исторически альтернатив и направлениями формирования демократии как идеи и практики.

Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа", или по словам американского президента А. Линкольна, «управление народа, избранное народом и для народа». Он имеет несколько толкований:

1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала. Это демократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

Демократия - это важнейшее завоевание человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе мировой истории такой способ решения " жизненно важных вопросов той или иной общности людей, при котором все ее члены обладают возможности равноправно решать эти вопросы.

Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия - это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальным, народовластие и утверждение прав и свобод человека гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толкован демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимания быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. Пророчески звучат слов выдающегося русского философа Н.Бердяева: "Суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, чу найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества" (Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 169). Следовательно, в одних условиях демократические процедуры обеспечивала действительное народовластие, а в других они могут использоваться для прикрытия формальным народовластием (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Приме тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привет, к власти Гитлера.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препятствовали превращению этого принципа в формальный.

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В конце ХХ в. практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и стремились тем самым утвердить свою легитимность. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на выборах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание. Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии нельзя обойти стороной и вопрос о ее механизме. Перечислим главные его составляющие: а) законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический

Плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оппозиции; д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при их относительной самостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

В каких пределах и как работает этот механизм, зависит от политической деятельности субъектов, политического режима, состояния гражданского общества и политической культуры.

политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние

общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись,

обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

Раскрывающие связь с общественными отношениями;

Выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая - организация политической власти на

демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации

народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и

выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии:

органами государства, государственными организациями, общественными

объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности

субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса,

концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов

гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной

функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения

государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного

мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем,

заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и

органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в

пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых

актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного

аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными

органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности,

чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод

личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение

правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые

предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к

субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии

объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы

правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5

Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет

первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и

неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную

ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед

судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или

ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных

убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного

положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект

равноправия - равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними

населения - предполагает формирование органов власти и местного

самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,

подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать

свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди

не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:

это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное

ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,

судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство

подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении

прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав

личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном,

политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не

состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет

круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и

политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и

т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках

конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится

принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно

демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм

приобретает универсальное значение для современной демократии.

3. Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами

(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в

выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа

или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на

основе демократических принципов законности, гласности, выборности,

сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы

прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в

соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,

общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы

политической системы общества, непосредственно создающие демократический

режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его

организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой

легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления

различают институты демократии:

1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии,

народные контролеры и т.п.

2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей,

общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты

демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для

государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение

для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги;

анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам.

Выборы - это форма непосредственного участия граждан в управлении

государством путем формирования высших представительных органов, органов

местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении

равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и

требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем

Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного

самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и

смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система - система определения результатов выборов,

согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают

только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты

распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных

за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.

проводились по смешанной системе: из 450 депутатов - 225 избиралось в

одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства

(мажоритарная система), а 225 - по спискам кандидатов в депутаты от

политических партий, избирательных блоков, во многомандатном

общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального

представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов

демократического управления государственными делами.

Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решенияпринципы права; - рассмотреть понятие функции права; - охарактеризовать систему функций права; - ... прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии , политического плюрализма и т.п. Наряду с этими...

  • Понятие , признаки и виды социальных норм, роль и место права в их системе

    Курсовая >> Остальные работы

    Введение 3 Глава 1. Понятие социальных норм 5 1.1. Понятие и классификация социальных норм... политическими принципами , к которым относятся - принцип народовластия, ... на основе плюралистической демократии . Власть в... норм: из признаков , функций , юридической природы...

  • Понятие и функции местного самоуправления в России

    Задача >> Государство и право

    ... Понятие и функции местного самоуправления в РФ. Понятие местного самоуправления. Понятие ... муниципальной демократии обеспечивает... исполнитель", "доверитель" и "поверенный", "принципал" и "агент" и др.). При... К числу основных признаков , позволяющих отграничить...

  • Функции и принципы социальной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Могилев 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие , принципы и функции социальной рыночной экономики 5 1.1. Сущность... обладает совокупностью следующих отличительных признаков : 1) индивидуальная свобода... признали за социал-демократами право на проведение социально...

  • 1.1. Принципы демократического правления

    Основополагающий принцип демократического правления -- участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

    Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима :

    Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

    Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

    Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.


    Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

    Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено -- разрешено».

    Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

    Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство -- это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

    Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

    Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского обществ развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

    Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

    Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

    Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

    Полиция, спецслужбы и армия -- важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

    Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.